Спарте были нужны воины.
Поэтому воспитанию детей (мальчиков) и самой проблеме деторождения спартанцы уделяли большое внимание. Плутарх, древнегреческий автор I-II вв., рассказал нам такую историю.
...Всем известно, что спартанцев учили почитать стариков. В то же время однажды на Олимпийских играх был случай, когда Деркилиду, прославленному полководцу, не уступили места. Деркилид подошел к одному из юношей, а тот не только не уступил ему места, но еще и сказал: "Ты же не породил того, кто уступит место мне", - и никто из сидящих ему не возразил.
Воспитанию детей и самой проблеме деторождения спартанцы уделяли большое внимание.
Спартанцы считала, что законы им дал Ликург. Так вот, Ликург позаботился о деторождении: он лишил холостяков уважения, которым юноши окружали пожилых людей. Холостяки, например, лишались права смотреть выступления во время гимнопедий - так называли праздник в Спарте, состоявший из военных плясок, музыкальных и гимнастических упражнений, т.наз. нагие игры. Гимнопедии отмечали в июле в течение 6-10 дней, а съезжались на них гости со всей Греции. Ликург также наложил на холостых мужей атимию - по-гречески бесславие, презрение. Атимия считалась одним из тяжелейших наказаний в Древней Греции, т.к. влекла за собой лишение таких прав, как право выступать в народном собрании, занимать должности, служить в армии, участвовать в Олимпийских играх и предполагала публичное бесчестие провинившегося и презрение к нему.
Когда в семье спартанца рождался мальчик, его осматривали старейшины. От слабых, уродливых, больных, тщедушных, и т.п., избавлялись: бросали в расщелину в скале.
Мальчиков воспитывали по системе агогэ́, что значит увод, унесение. В возрасте 7 лет мальчика отлучали от матери и отправляли в специальные военные лагеря. Там дети учились выживать, а кто не справлялся с испытаниями - те погибали.
Эта система заставляла драться, воровать, страдать от голода, а если нужно - то и убивать.
От слабых, уродливых, больных, тщедушных детей спартанцы избавлялись.
Наказывая, заставляли скрывать свою боль. Испытания не прекращались ни на минуту. Мальчики спали на соломенных подстилках, одежду им дозволялось носить только с 12 лет, крайне редко им позволяли мыться, чтобы они не слишком заботились о красоте и чистоте своего тела. И - упражнения, упражнения, упражнения... Мальчики постоянно упражнялись в метании копья, владении мечом.
Спартанцы считали, что голод стимулирует рост, ведь в таком случае организм не обременен усиленным пищеварением. Жизнь впроголодь заставляла маленьких спартанцев воровать пищу. Но если поймают на воровстве - наказание будет очень суровым, поэтому мальчики старались это делать незаметно.
Мальчиков в Спарте воспитывали по системе агогэ́, что значит увод, унесение.
Опять обратимся к Плутарху.
Некий мальчик "достиг возраста, когда согласно спартанскому обычаю свободные мальчики должны воровать все что угодно, но только не попадаться; его товарищи украли живого лисенка и передали ему на сохранение. В это время те, кто потерял лисенка, явились его разыскивать. Мальчик спрятал лисенка под плащ, и рассерженный зверек начал грызть его бок, пока не добрался до внутренностей; мальчик, боясь, что его уличат, не подавал виду. Когда наконец преследователи ушли, и его товарищи увидели, что произошло, они стали бранить мальчика, говоря, что лучше было показать лисенка, чем прятать, жертвуя ради этого жизнью. "Нет, - сказал мальчик, - лучше умереть, не поддавшись боли, чем, проявив слабость, обнаружить себя и ценой позора сохранить жизнь".
"Развлечением" для спартанских мальчиков были т.наз. криптии. Иногда им разрешалось бегать в соседние деревни, где жили илоты, и... грабить их и даже убивать самых сильных мужчин. Таким образом достигались две цели: подростки приобретали навык убивать, что считалось необходимым для спартанского воина, а также устранялись наиболее сильные илоты. Илоты представляли низший класс в Спарте, это были пахари, потомки завоеванных ахейцев. В Спарте они находились на положении государственных рабов. Спартанцев илоты ненавидели, а поскольку было их раз в 10 больше, чем спартанцев, спартанцы в собственной стране все время были как на войне. Даже, передают, спали спартанцы с копьями в руке. Так, оправляясь в Фермопилы, царь Леонид взял с собой всего 300 спартанских воинов. Почему так мало? - была причина: эфоры (высшие должностные лица) боялись восстания илотов в собственном тылу и потому не могли отправить значительные силы за пределы Пелопоннеского полуострова.
Во время криптий мальчикам разрешалось бегать в соседние деревни, где жили илоты, грабить их и даже убивать самых сильных мужчин.
Вернемся к спартанскому воспитанию.
Чтобы спартанская молодежь не приучалась к вину, поили допьяна опять же илота и водили его меж обеденных столов - один его вид внушал отвращение. Впрочем, в этом воспитательном моменте опять-таки исследователи видят цель воспитать презрение к илотам и подготовить молодежь к тем же криптиям. Ведь нелегко вот так просто, НИ ЗА ЧТО, убить человека...
Помимо воинских дисциплин, спартанских юношей учили пению и игре на флейте.
О красоте: детей в казармах в целях гигиены обривали наголо, но с 15 лет юноши получали право отпускать длинные волосы. Следить за их чистотой - это уже было дело их самих. Как и у всех греков, у спартанцев существовал идеал калокагатии - физической красоты в сочетании с нравственной красотой. Так, у Геродота читаем: перед Фермопильской битвой Ксерксу стало известно, что спартанцы начищают свои доспехи и расчесывают свои длинные волосы... Зачем они это делают? - было интересно царю персов. Да и нам интересно: ведь мы-то знаем, что спартанские воины шли на верную смерть.
Чтобы спартанская молодежь не приучалась к вину, поили допьяна илота и водили его меж обеденных столов.
А оказывается, что спартанские воины, идя на смерть, хотели выглядеть красиво.
Выходя в 17 лет из суровой "школы", спартанский юноша проходил посвящение. Долгое время он был вдали от людей и вот теперь возвращался к своему народу настоящим спартанцем.
Его ждало последнее испытание: юноша должен был попасть в храм Артемиды высоко в горах. Добравшись туда, спартанец терпел жестокую порку, вытерпеть ее нужно было без звука, иначе порка продлевалась. После такого "посвящения" спартанский мальчик мог и вовсе не вернуться домой - таким образом отсеивали слабых.
Так что понятны слова Горго, жены Леонида. "Кто-то, - пишет Плутарх, - по всей вероятности, иностранец, сказал ей: "Вы, лакодемонянки, командуете своими мужами". На что она ответила: "Да, но мы и рожаем мужей".
Ну, а что спартанские девочки?
"Вы, лакодемонянки, командуете своими мужами", - сказали Горго, жене Леонида. "Да, но мы и рожаем мужей", - ответила она.
Девочки в Спарте через систему агогэ́ не проходили, но их тоже заставляли много заниматься спортом и даже учили иногда пользоваться оружием.