Найти тему
Stories и история

Очень, очень суровое СПАРТАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Оглавление

Спарте были нужны воины.

Поэтому воспитанию детей (мальчиков) и самой проблеме деторождения спартанцы уделяли большое внимание. Плутарх, древнегреческий автор I-II вв., рассказал нам такую историю.

...Всем известно, что спартанцев учили почитать стариков. В то же время однажды на Олимпийских играх был случай, когда Дер­ки­лиду, про­слав­лен­ному пол­ко­вод­цу, не уступили места. Дер­ки­лид подо­шел к одно­му из юно­шей, а тот не только не усту­пил ему места, но еще и ска­зал: "Ты же не поро­дил того, кто усту­пит место мне", - и никто из сидящих ему не воз­ра­зил.

Воспитанию детей и самой проблеме деторождения спартанцы уделяли большое внимание.

Спартанцы считала, что законы им дал Ликург. Так вот, Ликург поза­бо­тил­ся о дето­рож­де­нии: он лишил холо­стя­ков ува­же­ния, кото­ры­м юно­ши окру­жа­ли пожи­лых людей. Холо­стяки, например, лишались пра­ва смот­реть выступ­ле­ния во вре­мя гим­но­пе­дий - так называли праздник в Спарте, состоявший из военных плясок, музыкальных и гимнастических упражнений, т.наз. нагие игры. Гим­но­пе­дии отмечали в июле в течение 6-10 дней, а съезжались на них гости со всей Греции. Ликург также нало­жил на холостых мужей ати­мию - по-гречески бесславие, презрение. Атимия считалась одним из тяжелейших наказаний в Древней Греции, т.к. влекла за собой лишение таких прав, как право выступать в народном собрании, занимать должности, служить в армии, участвовать в Олимпийских играх и предполагала публичное бесчестие провинившегося и презрение к нему.

Спартанский мальчик должен был утвердить себя в школе. Кадр из фильма "300 спартанцев". Реж. Зак Снайдер, 2006 г.
Спартанский мальчик должен был утвердить себя в школе. Кадр из фильма "300 спартанцев". Реж. Зак Снайдер, 2006 г.

Когда в семье спартанца рождался мальчик, его осматривали старейшины. От слабых, уродливых, больных, тщедушных, и т.п., избавлялись: бросали в расщелину в скале.

Жан-Пьер Сен-Урс.  Отбор детей в Спарте. Картина 1785 года. Здесь и дальше изображения из открытых источников.
Жан-Пьер Сен-Урс. Отбор детей в Спарте. Картина 1785 года. Здесь и дальше изображения из открытых источников.

Мальчиков воспитывали по системе агогэ́, что значит увод, унесение. В возрасте 7 лет мальчика отлучали от матери и отправляли в специальные военные лагеря. Там дети учились выживать, а кто не справлялся с испытаниями - те погибали.

Маленького Леонида, будущего царя Спарты, уводят из родного дома. Кадр из фильма "300 спартанцев". Реж. Зак Снайдер, 2006 г.
Маленького Леонида, будущего царя Спарты, уводят из родного дома. Кадр из фильма "300 спартанцев". Реж. Зак Снайдер, 2006 г.

Эта система заставляла драться, воровать, страдать от голода, а если нужно - то и убивать.

Спартанский мальчик должен был утвердить себя в школе. Кадр из фильма "300 спартанцев".
Спартанский мальчик должен был утвердить себя в школе. Кадр из фильма "300 спартанцев".

От слабых, уродливых, больных, тщедушных детей спартанцы избавлялись.

Наказывая, заставляли скрывать свою боль. Испытания не прекращались ни на минуту. Мальчики спали на соломенных подстилках, одежду им дозволялось носить только с 12 лет, крайне редко им позволяли мыться, чтобы они не слишком заботились о красоте и чистоте своего тела. И - упражнения, упражнения, упражнения... Мальчики постоянно упражнялись в метании копья, владении мечом.

Спартанцы считали, что голод стимулирует рост, ведь в таком случае организм не обременен усиленным пищеварением. Жизнь впроголодь заставляла маленьких спартанцев воровать пищу. Но если поймают на воровстве - наказание будет очень суровым, поэтому мальчики старались это делать незаметно.

Мальчиков в Спарте воспитывали по системе агогэ́, что значит увод, унесение.

Опять обратимся к Плутарху.

Некий маль­чик "достиг воз­рас­та, когда соглас­но спар­тан­ско­му обы­чаю сво­бод­ные маль­чи­ки долж­ны воро­вать все что угод­но, но толь­ко не попа­дать­ся; его това­ри­щи укра­ли живо­го лисен­ка и пере­да­ли ему на сохра­не­ние. В это вре­мя те, кто поте­рял лисен­ка, яви­лись его разыс­ки­вать. Маль­чик спря­тал лисен­ка под плащ, и рас­сер­жен­ный зве­рек начал грызть его бок, пока не добрал­ся до внут­рен­но­стей; маль­чик, боясь, что его ули­чат, не пода­вал виду. Когда нако­нец пре­сле­до­ва­те­ли ушли, и его това­ри­щи увиде­ли, что про­изо­шло, они ста­ли бра­нить маль­чи­ка, гово­ря, что луч­ше было пока­зать лисен­ка, чем пря­тать, жерт­вуя ради это­го жиз­нью. "Нет, - ска­зал маль­чик, - луч­ше уме­реть, не под­дав­шись боли, чем, про­явив сла­бость, обна­ру­жить себя и ценой позо­ра сохра­нить жизнь".

Мальчик, извлекающий занозу (Spinario). Римская бронзовая скульптура сер. I в. до н. э., копия эллинистической греческой статуи III в. до н. э.
Мальчик, извлекающий занозу (Spinario). Римская бронзовая скульптура сер. I в. до н. э., копия эллинистической греческой статуи III в. до н. э.

"Развлечением" для спартанских мальчиков были т.наз. криптии. Иногда им разрешалось бегать в соседние деревни, где жили илоты, и... грабить их и даже убивать самых сильных мужчин. Таким образом достигались две цели: подростки приобретали навык убивать, что считалось необходимым для спартанского воина, а также устранялись наиболее сильные илоты. Илоты представляли низший класс в Спарте, это были пахари, потомки завоеванных ахейцев. В Спарте они находились на положении государственных рабов. Спартанцев илоты ненавидели, а поскольку было их раз в 10 больше, чем спартанцев, спартанцы в собственной стране все время были как на войне. Даже, передают, спали спартанцы с копьями в руке. Так, оправляясь в Фермопилы, царь Леонид взял с собой всего 300 спартанских воинов. Почему так мало? - была причина: эфо­ры (высшие должностные лица) боялись вос­ста­ния ило­тов в собственном тылу и потому не могли отправить зна­чи­тель­ные силы за пре­де­лы Пело­пон­не­ского полуострова.

Во время криптий мальчикам разрешалось бегать в соседние деревни, где жили илоты, грабить их и даже убивать самых сильных мужчин.

Вернемся к спартанскому воспитанию.

Чтобы спартанская молодежь не приучалась к вину, поили допьяна опять же илота и водили его меж обеденных столов - один его вид внушал отвращение. Впрочем, в этом воспитательном моменте опять-таки исследователи видят цель воспитать презрение к илотам и подготовить молодежь к тем же криптиям. Ведь нелегко вот так просто, НИ ЗА ЧТО, убить человека...

Помимо воинских дисциплин, спартанских юношей учили пению и игре на флейте.

О красоте: детей в казармах в целях гигиены обривали наголо, но с 15 лет юноши получали право отпускать длинные волосы. Следить за их чистотой - это уже было дело их самих. Как и у всех греков, у спартанцев существовал идеал калокагатии - физической красоты в сочетании с нравственной красотой. Так, у Геродота читаем: перед Фермопильской битвой Ксерксу стало известно, что спартанцы начищают свои доспехи и расчесывают свои длинные волосы... Зачем они это делают? - было интересно царю персов. Да и нам интересно: ведь мы-то знаем, что спартанские воины шли на верную смерть.

Чтобы спартанская молодежь не приучалась к вину, поили допьяна илота и водили его меж обеденных столов.

А оказывается, что спартанские воины, идя на смерть, хотели выглядеть красиво.

Спартанские воины. Кадр из фильма "300 спартанцев".
Спартанские воины. Кадр из фильма "300 спартанцев".

Выходя в 17 лет из суровой "школы", спартанский юноша проходил посвящение. Долгое время он был вдали от людей и вот теперь возвращался к своему народу настоящим спартанцем.

Леонид сражается с волком. Кадр из фильма "300 спартанцев".
Леонид сражается с волком. Кадр из фильма "300 спартанцев".

Его ждало последнее испытание: юноша должен был попасть в храм Артемиды высоко в горах. Добравшись туда, спартанец терпел жестокую порку, вытерпеть ее нужно было без звука, иначе порка продлевалась. После такого "посвящения" спартанский мальчик мог и вовсе не вернуться домой - таким образом отсеивали слабых.

Так что понятны слова Горго, жены Лео­нида. "Кто-то, - пишет Плутарх, - по всей веро­ят­но­сти, ино­стра­нец, ска­зал ей: "Вы, лакодемо­нян­ки, коман­ду­е­те сво­и­ми мужа­ми". На что она отве­ти­ла: "Да, но мы и рожа­ем мужей".

Ну, а что спартанские девочки?

"Вы, лакодемо­нян­ки, коман­ду­е­те сво­и­ми мужа­ми", - сказали Горго, жене Леонида. "Да, но мы и рожа­ем мужей", - ответила она.

Девочки в Спарте через систему агогэ́ не проходили, но их тоже заставляли много заниматься спортом и даже учили иногда пользоваться оружием.

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал в ДЗЕНе и делитесь этой статьей со своими друзьями!

Читайте еще: Тем большей будет наша слава! Ответ спартанца

Знаменитый ответ спартанцев

Будешь ли ты честен, если я тебя куплю?.. Ответ спартанца

Story об ученике Сократа