Это обзорная статья. Собственно, всё, что носит название "украинский фарфор" - это изделия заводов либо Российской Империи, либо СССР. Охарактеризовать нынешнее состояние украинского фарфора можно двумя словами: ЕГО НЕТ. Просто не существует. Почему так случилось? Когда?
В своих статьях я уже касался этой темы, но повторюсь. Водораздел между "было" и "стало" (точнее, между "было" что-то и "не стало ничего") - это вступление в ВТО. Украина вступила в ВТО в 2008-ом. Как консервным ножом условия вступления в ВТО вскрыли границы и отменили таможенные пошлины. Девиз системных либералов "рынок сам всё обустроит и разрулит" сработал на раз! - кроме предприятия в Дружковке (если не ошибаюсь, весь Донбасс в те годы держал "смотрящий" миллиардер Ахметов), которому успели поставить самое современное оборудование, все остальные фарфоровые предприятия Украины тут же приказали долго жить. Как, впрочем, и предсказывали кремлёвские эксперты-пропагандисты. Друзья-сограждане, не спешите радоваться и отмечать мудрость кремлёвских экспертов. Ровно через четыре года по точно такой же схеме с точно таким же задором и радостным кличем "теперь мы цивилизованная страна" вступила в ВТО и Россия-матушка. И те же кремлёвские эксперты-пропагандисты, которые во время оно так яростно отговаривали Украину от вступления в ВТО, в 2012-м уже ратовали и рукоплескали вступлению России в ВТО. И с тем же результатом! И этот результат они точно так же, как эксперты украинские, обосновывали "нормальной" "открытой" конкуренцией (хотя всё фарфоровое производство Европы - а оно перенасыщено! - до сих пор живёт и процветает, отгороженное от "открытой конкуренции" с Китаем и странами ЮВА жёсткими таможенными барьерами). Помните, как в том анекдоте: "Умище-то... Умище куда девать!?" Это я о "мудрости" кремлёвцев и "противоречиях" между кремлёвцами и бандеровцами. Неудивительно, что тот, кого окрестили потом Нашим Уникальным Стратегическим Преимуществом ("ценнее, чем нефть и газ"!!!) сказанул как-то, что "русские и украинцы по сути один народ". Вряд ли он имел в виду русских России и русских Украины. Потому как те и те - русские. Значит, он имел в виду логику принятия решений и психологию западенцев-бандеровцев и своих кремлёвских приспешников. Тогда всё сходится. Тогда "всё в цвет". Логика - один в один. После схода России в пучину ВТО из десятков и десятков наших предприятий на плаву остались - по пальцам одной руки пересчитать. Более-менее прилично себя чувствует ИФЗ (бывший ЛФЗ), с трудом удаётся держаться дулёвцам. Остальные несколько - болтаются на грани выживания (т.е. буквально - между жизнью и смертью). Так что практически весь (за редчайшими исключениями) Советский фарфор - это уже история.
Теперь быстро - по предприятиям, получается, УССР. Предприятий было много - три десятка. Наиболее интересные вещи, как в посуде, так и в статуэтках и прочих предметах интерьера (кашпо, панно, плакетки, светильники и т.д.), делали старейшие заводы с историей и традициями. Выделить тут можно прежде всего Городницу, Полонное (Полонне) и Барановку. Великолепная школа малой пластики была в Киеве. Там выпускались очень интересные качественные статуэтки в стиле РЕАЛИЗМА (тогда стиль называли СОЦРЕАЛИЗМ). Все эти предприятия достойны того, чтобы каждому из них была посвящена отдельная статья (и они обязательно выйдут, так что, кому интересно, подписывайтесь!).
Был основанный ещё в первой половине XIX-го века завод Довбыш, но его изделия Советского периода ничем особенным не запомнились. Разве что маниакальным стремлением как можно больше посуды расписать синим кобальтом?
Из больших заводов выделялся Коростень (бывший Искоростень. Помните - столица древлян, сожжённая княгиней Ольгой?). Там делали интересные отдельные предметы интерьера, вроде карандашницы "Рыбки", но сервизы... Иногда просто нет слов. Только и думаешь: это какой же нужно иметь извращённый вкус, чтобы создать настолько странную форму и настолько уродливую роспись?!
Фарфоровые заводы Галиции (Западная Украина) отстроенные при Советской власти, уже к 1970-м годам, также как заводы Прибалтики, скатываются в хуторской этностиль. Причём если рижане свой этностиль выделяли преимущественно своеобразной формой предметов, то на Западенщине над формой особо не заморачивались, предложив потребителю до боли знакомую форму глиняной посуды, а в росписи практически везде продвигали "вышиванку". Да, впечатление, что в мозгах у западенцев ничего, кроме "вышиванки" и нет - оно из тех времён идёт. И не захочешь, а - взглянешь на некоторые предметы посуды - да и... Самые известные фарфоровые заводы Западенщины - это Бориславский (Львовский) и Тернопольский. Смотрим.
На сегодняшний день, повторюсь, из действующих фарфоровых производств на Украине (пока Донецкая обл. в неё входит, но надеюсь, сия несправедливость продлится недолго) остался один единственный завод в Дружковке. Поскольку ни традиций, ни фанатиков, болеющих душой за развитие фарфорового производства на Украине не осталось, то и новейшее оборудование, которым успели оснастить завод до вступления в ВТО, и близость залежей каолина превосходного качества, который с Донецкой области до сих пор поставляют на ИФЗ, дружковцев не спасают. Посуда настолько малоинтересная, что приводить фото у меня нет никакого желания. Но раз предприятие живёт, значит конкуренцию с самой дешёвой китайской посудой выдерживает. И то хорошо.
Спасибо всем, кто дочитал. Это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. О фарфоре выходят только статьи. Все посты - мой отклик на актуальные новости, т.е. публицистика.