Российский национальный музей музыки и Международный художественный фонд осуществили совместный проект «Русская зимняя сказка», главной темой которой стала зима, а потому выставка «Русская зимняя сказка» продлится все зимние месяцы. В рамках вернисажа прошел также концерт солистов Девятого Международного фестиваля камерной музыки «Зимний путь», художественным руководителем которого является Почетный работник культуры Москвы Наталья Коршунова.
Дом-музей Ф.И.Шаляпина на Новинском бульваре был открыт в 1988 году. При жизни хозяина здесь собиралась творческая интеллигенция. Федор Шаляпин любил живопись, сам писал, дружил с художниками. Да и художники, его современники, вовсю старались запечатлеть колоритную фигуру гениального певца. Сейчас в этой, одной из немногих сохранившихся в столице усадьбе, проходят конференции, концерты, фестивали, творческие вечера, конкурсы и выставки.
Конечно, любой мемориальный музей – пространство особенное. В нем незримо присутствуют люди, которые когда-то здесь обитали, даже не предполагая, что через годы их жизнь станет достоянием всех. И потому здесь не хочется громко разговаривать, быстро ходить, - одним словом, суетиться. Здесь вправе развернуться лишь звуки музыки. И она тут присутствует, поскольку в витринах можно, например, увидеть рукопись Петра Чайковского. Это Симфония №1, «Зимние грезы».
Если ж говорить о живописи, то камерное пространство, в котором можно разместить произведения живописи, обязывает устроителей выставки быть особенно корректными, даже изобретательными, чтобы не нарушить гармонию дома. И кураторам это удалось. Все картины так «вписались» в общее пространство, так же логично выглядят и сопроводительные стихи из русской классики, посвященные зиме.
Ну, а сами картины… Они разные, в большинстве своем интересные. Сложности зимнего пленэра, похоже, наших не пугают – от многих полотен так и веет, что называется, морозной свежестью. Вот полотно 1920-го внучатой племянницы композитора Михаила Глинки Веры Шмаковой – ученицы Юона, Васнецова, Корина. Она запечатлела свое родовое гнездо. И так отрадно, что и нынешние художники не забывают о русских усадьбах и старых русских городках. Какое колоритное зимнее Мелихово у Юлии Хотян и неожиданно просто-таки теплая и «цветная» зима на полотне Марии Годыны. Ее же «Коломна» с красным собором в центре – замечательный образец нахождения удачного ракурса. Впрочем, на полотне Владимира Колосова «Зимняя рыбалка» зима тоже цветная, в меру веселая, в меру грустная. Уголок Суздаля на полотне Владимира Забелина – это само спокойствие и незыблемость одиноких куполов древнего Суздаля. И совсем другая зима – «графическая», черно-белая у Марии Новиковой (М.Новикова. Усадьба Усачевых).
А что такое зима? Это лыжи, санки, старинная русская печь, недолгий зимний день и ядреное полуденное солнце, как на полотнах Татьяны Малюсовой «Зимний отдых в Бекасово» и Юлии Прошутинской «Перерыв». А вот и вполне современный городской зимний пейзаж на картине Ольги Репиной «Морозное утро».
Ну, и, конечно, зима – это Новый год и какое-то ожидание чуда, ожидание перемен. Если бы это была не выставка, а конкурс, то я первое место присудила бы картине Людмилы Колединой «Сквозь время». Как же мне понравился старый чемоданчик со стеклянными игрушками, тоже, наверное, старыми, хрупкими, немодными, которые если и хранить, то вот в таком хранилище, переложенном ватой. Они прошли сквозь время какой-то семьи, может, целого поколения, сквозь воспоминания, которым не дают померкнуть. Палитра, кисти и игрушки в чемоданчике под названием «Нельзя выбрасывать». Очень символично. И… прозаично одновременно. Как все в жизни: сегодня проза, завтра – символ. Или наоборот.
#искусство#изобразительное искусство#
живопись#дом-музей шаляпина#выставки#
выставка Русская зимняя сказка#
Российский национальный музей музыки