О, как я хочу в горах любоваться цветами!
Как жаль, что никто не шлет мне в подарок вина.
Мой сад — далеко, скучаю о нем вечерами,
Должно быть, теперь хозяйкой там стала война!
Цэнь Шэнь
Две проигранные опиумные войны и восстание тайпинов, справиться с которым Цинская империя оказалась не в состоянии без западной военной помощи, привели к власти в империи людей, которые понимали острую необходимость реформ европейского образца, как минимум в военной области, чтобы избежать колонизации Поднебесной. Лидером реформаторов стал князь Гун, брат императора, благодаря которому началось движение "за самоусиление" Китая. Китай стал отправлять на обучение за границу молодых офицеров армии и флота, в Китай пригласили французских военных специалистов, которые с энтузиазмом помогали китайцам осваивать военные технологии.
С нуля в Мавэе (Фучжоу) был построен огромный Арсенал с судостроительными верфями современного образца. Французские инженеры спроектировали и основные типы кораблей для постройки на этих верфях почти на полвека вперед. Правда, в соответствии с тогдашним уровнем французского судостроения корабли были деревянные.
В итоге в Мавэе десятилетиями строили только универсальные транспорты-авизо и канонерские лодки прибрежного типа. После постройки первых канонерских лодок типа «Мей-Юань», Арсеналу была заказана канонерка уменьшенного размера.
Классический вариант, деревянная винтовая канонерская лодка с парусным вооружением бригантины. Канонерка получила имя «Исинь». Стоимость постройки указана 5100 лян, но скорее всего одна цифра пропущена («Мей-Юань» стоил 106 000 лян).
«Исинь», И-синь, Ци-Синь, 艺新, 藝 新, Yixin, Yi-Hsin, I-Hsin, Yu-Hsin, Yi Hsiang. Fujian Maritime Administration. Заводской №17. Спущена на воду 28.03.1876
Водоизмещение 245/260 тонн. Размерения 37,2×6,0×1,0 м
Двигатель- 1 наклонная паровая машина простого расширения, 1 котел, 180 и.л.с. Скорость 9 узлов
Вооружение- 2-3 пушки
Канонерка входила в состав Фуцзяньского флота. В конце июля 1884 года французская эскадра адмирала Курбэ начала сосредотачиваться на рейде Мавэя ( вверх по течению реки Мин, напротив Мавэйского Арсенала), где базировался практически весь Фуцзяньский флот. Так как война еще не была объявлена, французы спокойно прошли мимо китайских береговых портов вдоль реки. Противостояние двух эскадр продолжалось почтти месяц. Когда Курбэ получил из Парижа разрешение на атаку, он располагал одним колониальным броненосцем, тремя крейсерами, одним авизо, тремя канонерками и двумя миноносками. Французский флот на поколение опережал китайскую флотилию, хотя большая часть китайских кораблей была построена с помощью французов на том же Мавэйском Арсенале.
Китайский адмирал Чжан Пэйлунь имел многочисленную эскадру деревянных кораблей устаревших образцов-5 крейсеров, 4 канонерки (в том числе две "ренделовские" британской постройки и «Исинь»), 2 транспорта, 7 минных катеров и 11 джонок.
Чжан Пэйлунь от командования самоустранился, сбежав в соседнюю деревню, а французы 23 августа по сигналу начали "избиение младенцев". Особенно эффективны оказались малокалиберные орудия на боевых марсах, которые буквально выкашивали китайцев с палубы. Флагман китайского флота был потоплен миноноской, а остальные корабли либо были уничтожены французской артиллерией либо выбросились на берег и были сожжены и затоплены экипажами.
«Исинь» была затоплена экипажем.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам