В рамках празднования своего восьмидесятилетия, Ульяновский Автомобильный Завод пригласил на тест неназываемой “новой модели”. Это оказался УАЗ E-Hunter — модификация наследника 469-го “уазика” с трехфазным синхронным электромотором вместо ДВС!
Мир меняется, и нам приходится меняться вместе с ним. Как бы дико это ни выглядело для российских автовладельцев, запад готов отказаться от двигателей внутреннего сгорания в пользу электромоторов и нам, волей — неволей, придется следовать вектору автомобильной электрификации. Вопрос лишь в том, будем ли мы, как всегда, тащиться в хвосте или возглавим это движение.
Что касается Ульяновского Автомобильного Завода — там выбор сделали. В год своего 80-летия ульяновцы представили новую модель — УАЗ E-Hunter. Как вы уже поняли из названия, это — электровнедорожник на базе классического УАЗ Хантер. Причем электрический Хантер — лишь первая ласточка в линейке ульяновских электромобилей. УАЗ хочет переделать в электрокары все свои модели, даже “Буханку”.
Правда, появится ли “Е-Буханка” на конвейере — большой вопрос, ответ на который зависит, в частности, от спроса в Европе, ведь УАЗ E-Hunter придуман и востребован совсем не в России. Еще в прошлом году небольшая чешская компания MW Motors из села Штеновице показала электрический внедорожник MWM Spartan EV, разработанный на базе Хантера, а ульяновцы, по сути, присоединились к готовому проекту.
Чехи из MW Motors продают в Европе бензиновые Хантеры под названием MWM Spartan (и, кстати, переставляют руль на правую сторону для английских заказчиков, у MVM есть отделение в городке Санбери-он-Темз недалеко от Лондона), а параллельно занимаются электрическими разработками. Они уже сделали оригинальное ретро-купе Luka EV в версии с четырьмя мотор-колесами или передним приводом, а MVM Spartan EV появился благодаря запросу на экологичный, но максимально простой и дешевый настоящий внедорожник с нулевыми выбросами, пригодный для работы в национальных парках, фермерских хозяйствах, лесничествах, на горнодобывающих предприятиях — везде, где остался серьезный по европейским меркам оффроуд. Ничего подобного УАЗу в Европе давным-давно не делают, так почему бы не перевести его на электротягу с минимальными затратами?
Внешне MVM Spartan EV, он же УАЗ E-Hunter, отличается от классического УАЗ Хантер глухой радиаторной решеткой в стиле Jeep Wrangler, да отсутствием выхлопной трубы. На месте огромные “лопухи” наружных зеркал заднего вида, сдвижные форточки вместо опускающихся стекол в дверях, неказистые бамперы.
В салоне тоже практически нет изменений — утилитарные сиденья, покрытые дешевым дермантином, никакой дополнительной шумоизоляции, только емкость багажного отсека слегка уменьшилась из-за поселившейся в нем батареи, впрочем, много места она не занимает и никак не мешает закидывать в багажник грязные сапоги, лопаты, тросы, бензопилы и другое необходимое на природе снаряжение.
Из торпедо торчит огромный УАЗовский руль, а вот место традиционных раздельных приборов занял бортовой компьютер, куда выводятся данные о заряде батареи, скорости — в общем, вся нужная информация.
Чтобы тронуться вперед или назад, достаточно переключить большую клавишу под монитором и нажать на “газ”. Педали сцепления больше нет, однако рычаги пятиступенчатой коробки передач и двухступенчатой “раздатки” на своем месте, ведь чехи просто заменили ДВС электродвигателем, оставив нетронутой оригинальную УАЗовскую трансмиссию с “понижайкой”, подключаемым полным приводом и мостами типа “Спайсер”.
В движение E-Hunter приводит трехфазный синхронный электрический двигатель переменного тока, питающийся от литий-ионных батарей общей номинальной емкостью 150 А-ч или 62,16 кВт•ч. Батареи распределены в три блока, два из которых закреплены на месте топливных баков, а третий расположен в багажнике.
УАЗ Е-Хантер оснащен электродвигателем и батареями китайского производства, марка и модель которых не раскрываются. Для европейцев в этом нет ничего страшного, но для участия в программе российских государственных закупок ульяновцам придется поискать отечественную альтернативу китайским агрегатам
Мощность электродвигателя — 120 кВт (163 л.с.), крутящий момент — 600 Н.м. По сравнению со штатным УАЗовским бензиновым ЗМЗ ( 134 л.с., 217 Н.м.), тяга сумасшедшая. Быстрая зарядка батарей до 80% занимает 60 минут, заявленный в технических характеристиках, предоставленных УАЗом, запас хода — 245 км. Рекуперация возможна только в дорожных режимах на повышенных передачах и это логично, ведь в грязи электромобиль в режиме рекуперации может стать неуправляемым.
Снизу электрический УАЗ выглядит почти привычно, только вместо картера ZMZ за мостом прячется электродвигатель, а назад к батарее в багажнике тянутся толстые провода
Запасное колесо переехало под капот, на рулевой колонке виден ничем не защищенный ременный микропривод, в охлаждении электромотора задействован штатный радиатор
Электрическая начинка, как рассказали чешские товарищи, надежно защищена от проникновения влаги, но глубина брода такая же, как у обычного “Хантера” — всего 500 мм. Максимальная скорость — 130 км/ч, разгон до сотни не указан, а зря, едва прикоснувшись к педали понимаешь — Е-Hunter валит!
Нажимать на “газ” нужно очень дозированно, буквально поглаживать, иначе электро Хантер неожиданно резво прыгает вперед, а если с места вдавить “тапку” в пол, УАЗик почти бесшумно уносится вдаль, шлифуя покрышками мокрый грунт. Заднюю ось при этом кидает из стороны в сторону — к мощнейшему ускорению явно не хватает самоблока или системы динамической стабилизации, но ни того ни другого здесь нет — только опционная жесткая блокировка заднего межколесного дифференциала, пользоваться которой нужно очень осторожно.
Первый вопрос чешским разработчикам — как штатные агрегаты трансмиссии справляются с возросшим почти втрое крутящим моментом? Отвечают — нормально, но трогаться при этом заставляют исключительно с третьей пониженной передачи, на ней же и ехать всю трассу старого лендроверовского внедорожного полигона под Яхромой.
Впрочем — тяги и так более чем достаточно, переключаться не имеет смысла, в знаменитые тарированные подъемы крутизной 50% E-Hunter буквально влетает. Ходом, с остановкой в середине подъема — не важно, главное — не сорваться в пробуксовку, иначе можно сжечь шины.
Пятиступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздатка электро УАЗу по сути не нужны, тяги и на прямой и даже на повышенной передаче хватает за глаза. Эти агрегаты остались на месте только ради удешевления конструкции и упрощения установки электромотора. Сцепление отсутствует, переключать передачи можно, как написано на сайте производителя “в режиме без нагрузки” (примерный перевод). На практике, то есть во время короткого теста на полигоне под Яхромой процесс выглядел так: автомобиль останавливается, передача переключается, например с пятой повышеной на третью пониженную, затем автомобиль продолжает движение. Чтобы поехать назад, передачу в коробке переключать не нужно, достаточно перейти с драйва на реверс. То есть если была включена третья, на той же передаче можно ехать назад, ведь переключение в данном случае происходит не в коробке, меняется направление вращения электромотора.
К резкой педали акселератора я привык очень быстро, ведь тяга увеличивается линейно и прогнозируемо, ни единого рывка. Сколько выжал — столько получил, точно, без задержки, хотя для новичков на бездорожье отклик хотелось бы немного задемпфировать — некоторые не слишком опытные в оффроуде коллеги терялись на рельефе.
Ну а если аккуратно работать педалью, то по знакопеременным препятствиям, диагональным вывешиваниям, булыжникам и лестницам Е-Хантер просто едет. Электрическому УАЗу любые упражнения даются настолько легко, что появляется чувство абсолютной вседозволенности, кажется, сумасшедшей тягой можно прокрутить под колесами всю планету… или вывернуть мосты — не случайно его обули не во внедорожные, а в штатные шины с почти “лысым” протектором.
К сожалению, у меня было меньше четверти часа на знакомство с электрическим Хантером, ведь в Россию привезли всего один прототип, а на полигоне под Яхромой собралось несколько десятков автомобильных журналистов и блогеров, желающих прокатиться на этом чуде.
На сайте чешского производителя можно найти электрический Спартан и в традиционном уазовском зеленом цвете
Однако кое-какие выводы уже можно сделать, и первое, что я отметил лично для себя — электричество — это сила. Я впервые оказался за рулем электрокара, причем сразу на “своем поле” — на бездорожье. E-Hunter примерно на 200 кг тяжелее обычного, разница в весе практически не ощущается, а преимущество в крутящем моменте такое, будто в Хантер воткнули тойотовский V8, при этом вся тяга доступна сразу. Коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка тут, пожалуй, ни к чему, а вот полный привод “фуллтайм” с межосевым дифференциалом был бы очень кстати, не помешала бы и современная ESP, и блокировка переднего межколесного дифференциала. Да и над эргономикой надо бы поработать, хотя бы заменить рычагом — селектором неудобную кнопку переключения с “драйва” в “реверс”. Честно говоря, показанный прототип отдает кустарщиной и если УАЗ соберется выпускать E-Hunter на своих мощностях, хочется надеяться, в Ульяновске подлечат хотя бы мелкие “косяки”, ведь опыт разработки электромобилей УАЗ имеет еще с советских времен.
Одним из первых ульяновских электромобилей была, если можно так выразиться, Е-Буханка. Именно с Буханок и Головастиков начали ульяновцы внедрять электротягу в семидесятые годы прошлого века, а в 1978 году на выставке электромобилей в Филадельфии наш УАЗ был единственным с двигателем переменного тока, которым сегодня отдают предпочтение. В 1980 — 85 гг. было сделано 65 микроавтобусов УАЗ-3801 с аккумуляторной энергоустановкой, правда одной зарядки хватало всего на 50 км, зато за час батареи заряжались на 70 процентов.
С другой стороны, у MW Motors уже сейчас есть заказы и возможность выпускать E-Hunter / MWM Spartan EV мелкой серией около десяти автомобилей в месяц. Чехи разрабатывали автомобиль для непритязательных клиентов, готовых пожертвовать комфортом и статусом ради максимальных внедорожных возможностей по минимальной цене. Любые дополнительные изменения увеличат стоимость, а это никому не нужно — за базовый Spartan EV в калькуляторе на сайте компании и так просят от 39 900 € (около 3 453 189 рублей) — почти в два раза дороже бензинового MVM Spartan, то есть обычного УАЗ Хантер, который компания продает англичанам за 23218 € (около 2 009 427 рублей). Так что в списке дополнительных опций значатся лишь изменение цвета кузова (зеленый и белый бесплатно, черный или серый металлик + 499 €), жесткий верх вместо тента (+490 €), ABS и блокировка заднего моста (+890 €), покрытие антикором (+490 €), дополнительный фонарь заднего хода (+149 €) и пакет “трофи”, состоящий из переднего силового бампера с “кенгурином” и лебедкой WARN, верхнего багажника с лестницей, силовых порогов и датчика давления в шинах с отдельным монитором (+990 €). Spartan EV в полном “фарше” обойдется в 43 408 € (3 756 793 рублей). Даже оранжевый экспедиционный УАЗ Хантер, который продают у нас за 1 203 900 рублей со всеми опциями, кажется дешевым по сравнению с электро “Спартаном”, хотя электрические конкуренты в Европе стоят куда дороже российско-чешского УАЗика. Во сколько обойдется серийный УАЗ E-Hunter отечественного производства, ульяновцы не говорят, однако ориентируются в основном на экспорт.
Нужен ли нам электрический УАЗ? По-моему — нужен. Батареи станут более емкими уже в ближайшем будущем, процесс зарядки неизбежно ускорится, а зарядные станции появятся не только в городах — миллионниках, но и в райцентрах, а если вместо канистр с бензином в путешествие по бездорожью можно будет брать запасные АКБ, сравнимые по весу и запасу хода — почему бы не перейти на электротягу.
Теперь вам слово, уважаемые читатели. Насколько может быть востребован в реальной жизни электрический УАЗ Hunter и по какой цене? Ждем ваших мнений и дополнений в комментариях!