В истории изобразительного искусства символами могут быть не только предметы, но и животные. Кошка – самый распространенный известный символ, идущий еще из Древнего мира. Что же значило изображение кошки в разные эпохи?
Древний мир
Не секрет, что в Древнем Египте кошки имели сакральное почитание. Их ставили в один ряд с божествами. Сохранились даже мумии кошек, что показывает, насколько велико было их значение. Согласитесь, процесс мумификации очень сложный, и вряд ли кто-нибудь стал усложнять себе жизнь ради обычного домашнего животного, пусть и горячо любимого.
В Египте, конечно, кошек уже одомашнивали, но почитали именно дикие виды, а маленькие кошки были только образом больших священных хищников.
В образе дикого рыжего кота, который убивает змея предстает даже главное божество – Ра.
Сюжет сражения Ра и Апопа часто встречается в настенных росписях и древних папирусах. Важно заметить: для того, чтобы поразить зло кот использует вполне человеческий способ и отрубает ему голову клинком, похожим на мачете. Египетская живопись тотально канонична, поэтому морда у кота условна, а глаз подчеркнут ритуальной раскраской с черной стрелкой.
Богиня Бастет, покровительствующая веселью, радости, плодородию и женскому началу, имела кошачью голову, или голову львицы. Именно из-за нее почитание кошки в реальной жизни сильно выросло. После того, как четко сформировался культ Бастет, хозяева в знак траура стали сбривать брови, если в доме умирала кошка, и стали мумифицировать это животное.
Сама Бастет изображалась в традиционной позе шага, олицетворяющего переход из мира богов в мир людей, и наоборот. Египетская женская мода была строга – дамы носили только платья-бандажи, плотно облегающие фигуру, и богини не были исключением. Положение рук Бастет тоже четко установлено традицией: в ее руках должен быть систр – музыкальный инструмент, напоминающий по форме погремушку.
Из Древнего Египта образ кошек перешел в Грецию, а затем в Рим. Постепенно он лишался культового почитания, и стал изображением обычного домашнего животного, основная задача которого сводится к помощи в ловле грызунов. Кошек любили за способность защищать урожай, но с магическими ритуалами их уже не связывали, и жрецы им больше не служили.
Римское искусство было абсолютно практичным: художники фиксировали бытовые сцены с точностью современных реалистов. Особенной естественностью отличаются и изображения животных, которые теперь предстают в движении, характерного для них в жизни.
Средневековье
Через несколько веков еще сохранилась память о мистическом значении кошек, но христианский мир видел в них олицетворение пороков, а не добродетелей. Из-за пластической грациозности их стали отождествлять с похотью, а из-за малоподвижности и постоянной неги – с ленью.
К XV веку кошку однозначно стали ассоциировать с дьяволом или ведьмами благодаря ночному образу жизни. Но в бытовых сценах кошка обозначала измену и предательство. Например, в главном христианской сюжете, «Тайной вечере», кошку изображают рядом и Иудой Искариотом – отверженным апостолом, который предаст Спасителя. Средневековое искусство отходит от чрезмерного реализма, свойственного Древнему Риму, и обращается к архетипам – именно поэтому коты изображаются чаще всего в статуарных позах и изогнутой спиной.
Самый загадочный художник Северного Возрождения, Иероним Босх, также использует в своей живописи символическое значение кошки как дьявольского животного. Во фрагменте, где Бог представляет невинную Еву Адаму есть знак-подсказка, по которому можно предугадать, что случится с ними дальше – рядом изображена хищная кошка, которая несет в зубах мышь. Она является символом самого Дьявола, а Адам и Ева уже стали его жертвой, и пути избежать искушения у них нет.
Новое время
Постепенно жесткие христианские традиции ушли в прошлое, но цепочка ассоциаций «ведьма – женщина – кошка» осталась, и часто в изобразительном искусстве XIX века кошка олицетворяет женское начало.
Образ Олимпии на картине Эдуарда Мане стал иконой Парижа XIX века. Будучи дамой полусвета, она не стесняется своей наготы и спокойно смотрит на зрителя. Это уже обычная женщина, а не Венера или Афродита – ее фигура далека от идеальных пропорций. О влиянии иконописи говорит и работа крупными локальными пятнами без проработки светотени – плоскостность характерна именно для сакральных изображений. У ног Олимпии изображена черная кошка, выгнувшая спину, ставшая символом женского архетипа любовницы, а не только матери и добродетели.
Современность
Злодейка из вселенной DC Comics, Женщина-кошка, объединяет в себе все символические ипостаси этого животного – зло, женское начало и сверхъестественные способности, идущие от Дьявола. Ее образ сексуализирован, а ее сверхспособность – невероятная грация и гибкость.
Итоги:
Символическое значение предметов остается в генетической памяти цивилизации на интуитивном уровне. Даже если мы не всегда сможем точно сформулировать, что значит тот или иной знак, он вызывает цепочку определенных ассоциаций. Интересно, что в современной культуре образ кошки больше похож на древнеегипетский – сакральная грация, которая искушает, а образ «кошки, которая гуляет сама по себе» ассоциируется больше со свободой и независимостью, а не с предательством.
Основные значения кошки как символа:
- защитник дома
- измена и предательство
- тотемное животноя Дьявола
- женская сексуальность
В предыдущих статьях рассматривается символическое значения зеркала и лилии.