Ничто так не создаёт хорошее настроение как песня
Мне кажется, или мы, действительно, перестали петь на праздниках и торжествах? Простите, что обобщаю, но тенденция просматривается, и славное вольное пение - чаще, исключение. Караоке? но это «пение без лица», косплей известного исполнения. Может, потому караоке-час все немного откладывают на момент безудержного веселья?
А как же застольные песни? Ну да, нужен запевала, гармонист, «парень с гитарой», наконец. Я не знаю, кто может сейчас выполнить эту функцию.
Вот на фоне этих раздумий мне сегодня вспомнились частушки
Честно, никогда не была ярой поклонницей частушек, но и у меня есть несколько любимых. Вот эта, например:
«У маво милого треугольна голова.
Каку шапку ни наденет -
То велика, то мала».
Иии-эх, как говорится.
А что прекрасный, народом рождённый, жанр.
Корнями частушки уходят в артельные трудовые песни, типа «дубинушки». Частушки можно исполнять на один мотив, и никому не надоедает. А всё потому, что рождаются частушки, практически, сиюминутно: «утром в газете, вечером в куплете» (куплеты, кстати, младшие братья частушки), это всегда остро, смешно, задиристо.
История появления жанра
Частушки появились в России на фоне подъёма крестьянского самосознания (конец XIX - начало XX вв.) и размашистой поступи индустриализации.
Частушки пели везде: в поле, на гулянье, на привале, на охоте, я думаю, тоже пели (только про себя).
Так получилось (как часто бывает с открытиями или чем-то другим значимым), что жанр частушки зародился одновременно в разных российских губерниях, а потом стал проникать к соседним народам: украинцам, белорусам, чувашам, татарам и др. Интересно, что русско-мордовские частушки назывались «мотаня», что означало «песенка».
Вначале частушки не имели общего названия и именовались в разных областях страны по-разному: пecни, кopoткиe пecни, пpипeвки, пpигyдки, пpибacки, кopoтyшки, coбиpyшки и т.д.
Первый раз народное название «частушка» было опубликовано в очерке писателя Г.И. Успенского. Никто до него ещё не рассказывал об этом культурном феномене.
Но далеко не все деятели культуры тех лет были в восторге от народных куплетов как от жанра.
Ф.И. Шаляпин так высказывался по поводу массового увлечения частушками:
«Hapoд, кoтopый cтpaдaл в тeмныx глyбинax жизни, пeл cтpaдaльчecкиe и дo oтчaяния вeceлыe пecни. Чтo cлyчилocь c ним, чтo oн пoтepял вcякyю нaдeждy нa лyчшee и зacтpял в пpoмeжyткe мeждy нaдeждoй и oтчaяниeм нa этoм пpoклятoм чepтoвoм мocтy? Ужe нe фaбpикa ли тyт винoвaтa, нe peзинoвыe ли блecтящиe кaлoши, нe шepcтянoй ли шapф, ни c тoгo ни c ceгo oкyтывaющий шeю в яpкий лeтний дeнь, кoгдa тaк xopoшo пoют птицы?..
…Этoгo oбъяcнить нe бepycь. 3нaю тoлькo, чтo этa чacтyшкa — нe пecня, a copoкa, и дaжe нe нaтypaльнaя, a пoxaбнo oзopникoм pacкpaшeннaя».
Звучит невесело. Как будто я вначале статьи, недоумённо. Или - как порой высказываются против рэпа.
Почему сейчас о нём? А много общего у рэпа и частушек, на мой взгляд (кроме пафоса, конечно).
- Высказывание? Да.
- Острое? Да.
- Народное творчество? Куда народнее?..
- Популярное? Конечно. Недоброжелатели же есть.
Конечно, любители рэпа в праве крутить у виска. И, наверное, я неправа. На всякий случай, заранее прошу меня простить. Или нет, не надо? Правильно, эти ребята - самодостаточный народ. Ну, вот так мне привиделось в канун праздника, когда хочется петь.
«Новые песни придумала жизнь». Кто-то гармонизируется с космосом, у кого-то сессия на носу… «А, может, у нас VR-песни!» - шепчу я себе в начало статьи. Или тихонько подпеваю.