It's Slinky, It’s Slinky
for fun it's the best of thetoys
It's Slinky, It’s Slinky
the favorite of girls and boys
(Американская песенка)
Однажды в моей жизни и жизни моих одноклассников появилась «пружинка». Сперва в виде веселых рекламных роликов, затем эта яркая игрушка перекочевали с экранов телевизоров в киоски, где продавалась жвачка и шоколадные батончики, ну а спустя еще какое-то время, «пружинка» была уже практически в каждом классе. На переменах мы спускали ее вниз по лестнице, наблюдая, как весело она шагает, и даже устраивали своеобразные соревнования, чья пружинка быстрее преодолеет лестничный пролет.
С каждым днем эта игрушка захватывала наши умы и наше время: ее использовали в качестве подставки для ручек, карандашей, карманных календарей и визиток (как советовали в рекламе) и, конечно же, играли. В моей школе даже появился своеобразный отряд «девочек-распутывальщиц», которые ловким движением рук возвращали вывернутые «радужные» кольца в прежнее положение. Дело в том, что «пружинка» или «радуга», которая продавалась в киосках возле дома, не отличалась хорошим качеством.
Пластик был тонкий и подвижный, поэтому во время активной игры «пружинка» могла не раз (и даже не два) запутаться: причем, намертво. Родители ругались и грозились больше ничего и никогда не покупать, раз уж мы не умеем нормально играть, но распутывать не спешили – видимо, боялись доломать. А те самые девчонки (и откуда у них только взялся этот талант!) неспешно и аккуратно возвращали «радугу» в рабочее состояние на радость всем окружающим. Их было немного, всего две-три девчонки (по крайней мере, в моей школе), и к ним за помощью бежали как малыши, так и ребята постарше.
Любовь к «радуге», как и ко многим другим игрушечным новинкам в моем детстве, была хоть и продолжительной, но все же не вечной. Поэтому очень скоро многочисленные «пружинки», ярко шагавшие по ступенькам школьных лестниц, отправились либо в мусорку, либо на полку – до лучших времен, так сказать. И о них едва ли кто-то бы вспомнил, если бы в моду в очередной раз не вернулась ностальгия по «лихим 90-м» и началу 2000-х.
Будучи детьми, мы не задумывались, как появилась «пружинка», откуда она к нам приехала, и в чем заключался секрет ее популярности. Гораздо интереснее было наблюдать за ее четкими шагами и цветными переливами. Зато сегодня, став взрослым, умудренным опытом и несколько уставшим от современного ритма жизни человеком, у меня возникла потребность узнать историю моей любимой детской игрушки. Надеюсь, вам это тоже будет интересно!
Итак, официальное название «пружинки» или «радуги» - слинки, и появилась эта замечательная игрушка, как это часто бывает, совершенно случайно. Ее создатель - американский военно-морской инженер-механик Ричард Джеймс, который в 1943 году работал на верфях и специализировался на разработке пружин, способных поддерживать и стабилизировать работу чувствительных приборов на корабле в условиях шторма.
В один прекрасный день, во время работы, Джеймс потянулся за одной из пружин, она внезапно соскользнула с полки, но, вместо того, чтобы полететь вниз, начала неспешно «шагать»: сперва на стопку книг, потом на полку, следом на стол и только после этого оказалась на полу. Ричарду Джеймсу настолько понравились маневренные свойства пружины, что он переключился на доработку вещицы, испытывая различные типы стали и уровни напряженности.
Год понадобился изобретателю, чтобы довести свое «детище» до ума, и в 1944 году Ричард Джеймс с гордостью показал «шагающую пружинку» своей жене Бетти. Однако супруга сперва не оценила изобретение: ее терзали смутные сомнения, заинтересует ли такая игрушка детей и будет ли она вообще продаваться. Но когда Ричард продемонстрировал первый экземпляр «пружинки» живущим по соседству детям, от сомнений Бетти не осталось и следа.
Супруги Джеймс решили действовать. Они взяли в кредит 500 долларов и основали в городе Клифтон-Хайтс собственную компанию «James Industries», первоначально известную как «James Spring & Wire company», специализирующуюся на производстве «шагающих пружинок» из высококачественной сине-черной шведской стали. По плану супругов Джеймс готовые игрушки, упакованные вручную в желтую бумагу, должны были продаваться по цене 1 доллар за штуку.
Однако вопреки их ожиданиям, магазины отказывались принимать на реализацию непонятную и неизвестную публике игрушку. Удача улыбнулась Джеймсам внезапно, когда они уже почти отчаялись. В 1954 году универмаг Gimbels, что в Филадельфии, принял на реализацию «шагающую пружинку» и разместил ее в отделе с игрушками. Ажиотаж был невероятный! Все 400 единиц, которые на тот момент были в наличие, раскупили за рекордные 90 минут, и слинки стал настоящим хитом продаж!
К слову, первоначально слинки стоил 1 доллар – именно такую цену для своей игрушки планировали выставлять супруги Джеймс, однако из-за роста цен на пружинную сталь по всему штату Пенсильвания, в разных магазинах ее стоимость колебалась. Несмотря на это, слинки продолжал оставаться весьма доступной игрушкой, и об этом лично заботилась Бетти Джеймс. Ей хотелось, чтобы пружинка была даже у детей из очень бедных семей.
Возможно, рост цен на пружинную сталь, а, возможно, не слишком грамотное руководство, в конечном итоге привели компанию «James Industries» практически к полному банкротству. Стоящий во главе производства Ричард Джеймс не выдержал такого удара: он решил покинуть утопающую в долгах компанию и переехать в Боливию. Однако Бетти супруга не поддержала, и в 1960 году их брак распался. Ричард передал все права на управление компанией бывшей жене и отчалил в новое светлое будущее.
Вопреки ожиданиям многих недоброжелателей, Бетти оказалась куда более грамотным руководителем, чем ее бывший муж, и компания не только не разорилась, но и существенно увеличила производственные мощности. В 1964 году Бетти перенесла производство в город Холлидейсбург, где успешно руководила вплоть до 1998 года, а после продала компанию корпорации «Poof Products, Inc». Именно благодаря разумному подходу Бетти, игрушка слинки не только не канула в лету, но и дошла до наших дней.
Примечательный факт. В свое время слинки, помимо игровой, выполнял так же совсем «не детские» функции: например, пружинку использовали в школах как учебное пособие, американские войска во Вьетнаме применяли слинки в качестве антенны для радио, а НАСА использовало игрушку в некоторых опытах по невесомости.
В 2000 году слинки был включен в Национальный зал славы игрушек в Рочестере (штат Нью-Йорк), а тремя годами позже пружинка вошла в список «Век игрушек» Ассоциации производителей игрушек. За первые 60 лет было продано более 300 миллионов единиц слинки.
Буду очень благодарен вашей подписке на канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой Instagram, где публикуются истории из путешествий и эксклюзивных контент со съёмок моих проектов: @snitovskii