Во-первых, пожалуйста, в любой детективный сюжет включайте погоню. Это придаёт драйва вашему сюжету и нравится зрителю/читателю.
Во-вторых, на бумаге погоня должна длиться ровно столько, сколько и на экране. Мы не принимаем во внимание фильмы-аттракционы, где сюжет построен только на гонках и всяческих погонях иного рода. Это всё из Голливуда, а там есть распределение труда. Погони в фильмах-гонках типа «Форсажа» расписывает отдельный сценарист и снимает отдельный режиссёр, и совсем не обязательно они будут в титрах наравне с основными авторами.
Сама погоня должна иметь трёхактную структуру, в которой есть начало (с чего-то она начинается), развитие, кульминация и финал (чем-то всё закончится, как правило большим бабахом или контрольным выстрелом в упор).
Кроме того, в погоне от страницы (минута экранного времени и больше) должен быть хотя бы один сюжетный поворот, когда действие меняет направление. Например.
Преступник убегает, за ним гонится десяток машин полицейских + главный герой. События развиваются и в какой-то момент все машины полицейских оказываются вне погони, например все разбились или уехали в неправильном направлении. После этого начинается противостояние: главный герой против преступника. Теперь наш микросюжет движется в ином направлении.
Следует помнить, что в динамичных сценах на самом деле одна страница текста не всегда соответствует одной минуте экранного времени. В тексте вы должны задать ритм и направление погони, а уж как это будет снято — целиком зависит от режиссёра и возможностей бюджета и киногруппы. Экранная версия может быть как короче, так и длиннее написанного.
Чтобы разбивать и взрывать автомобили — надо иметь отдельное разрешение от кинокомпании. Спрашивайте сразу — можно ли? Если разрешат — пишите строго в разрешённых рамках. Падения с высоты и иные каскадёрские трюки также требуют отдельного согласования.
Любые динамичные сцены следует описывать небольшими абзацами, иногда отдельными предложениями, отделёнными от других пустыми строками.
Как практически описать погоню? Не надо ничего выдумывать, всё уже придумано до вас. Просто возьмите фильм с наиболее подходящей для вас погоней и опишите всё, что видите на экране, адаптируя к своим конкретным условиям.
Вспомните американские фильмы про полицейских. Когда полисмены приходят кого-то арестовывать или даже просто допросить, подозреваемый тут же начинает бежать. Это шаблон, который основан на практическом опыте. Если вы видите, что полицейские хотят вас задержать — убегайте. Никто не будет вас преследовать, разве что в американском кино. Если вы реальный преступник — вас всё равно найдут (современные технические средства позволяют сделать это очень быстро) и повяжут так, что ойкнуть не успеете.
Как бы то ни было, этот американский шаблон с погоней на ровном месте имеет простую цель — эмоционально встряхнуть зрителя. Пользуйтесь им обязательно. Пусть это банально и шаблонно, но это работает.
Ниже я публикую отрывок из сценария сериала СК (Следственный комитет) 17-18 серия «Россия для русских». Отрывок короткий, первая сцена обрезана (в тексте) и полностью дана в отрывке видео. Это чтобы не грузить вас длинночтением, потому что у меня есть погони и по 5 минут.
…К ним приближается наряд ППС, состоящий из ПАТРУЛЬНОГО 1 и ПАТРУЛЬНОГО 2. Бодров кивает на них.
БОДРОВ Вон, посмотри. Сейчас они тебя остановят, наваляют просто так, отнимут телефон, деньги и бросят на улице. И ты ничего и никому не сможешь доказать! А они пойдут дальше... Работать.
Патрульный 1 обращает внимание на подозрительную компанию из четырех молодых людей. Останавливается, поправляет автомат.
ПАТРУЛЬНЫЙ 1 Молодые люди!
Курсанты останавливаются, с подозрением смотрят на милиционеров.
ПАТРУЛЬНЫЙ 1 Документики предъявили.
БОДРОВ На каком основании?
ПАТРУЛЬНЫЙ 2 Что? Чё ты сказал?
Патрульный 2 достает дубинку и направляется к Бодрову. Подойдя на расстояние удара, он замахивается дубинкой. Бодров бьет резко, без замаха, прямо в нос. Удар останавливает Патрульного 2. Александров бьет сбоку, в ухо, вкладывая в удар вес своего тела. Патрульный 2 падает на землю.
Патрульный 1 дёргает автомат, хватается за рацию, Но Калугин в прыжке бьет его ногой, сбивает на землю. Маврин стоит и с ужасом наблюдает, как Калугин, Бодров и Александров бьют ногами Патрульных. Бьют жестоко, со всей силы, без пощады.
Метрах в пятидесяти от места драки вдруг появляется патрульный автомобиль с включенной сиреной и мигалкой". На большой скорости автомобиль движется к месту драки.
КАЛУГИН Бежим!
Все бросаются в разные стороны. Маврин убегает последним, только толчок спину выводит его из ступора. Маврин бежит по улице, прочь от патрульного автомобиля, который преследует его.
18 НАТ. УЛИЦЫ ГОРОДА - НОЧЬ
Погоня. Маврин бежит по темным улицам не разбирая дороги. Он перепрыгивает через ограду газонов, сворачивает в темные дворы, перелезает через какие-то заборы. Позади него неотступно следует патрульный автомобиль.
Кажется, что вой сирен и мигание проблескового маячка доносится одновременно отовсюду, как будто его преследует сразу несколько автомобилей.
Маврин выскакивает на освещенную улицу из какого-то двора и тут же почти натыкается на группу милиционеров. Милиционеры бросаются за ним, Маврин снова ныряет в темноту.
Маврин бежит, падает, ударяется, рассекает бровь, которая начинает сильно кровоточить. Кажется, что он в западне. Маврин вбегает в какой-то двор.
19 НАТ. ДВОР МНОГОЭТАЖНОГО ДОМА - НОЧЬ
Маврин подбегает к двери подъезда, дергает - дверь заперта. Оглядывается - с двух сторон во двор въезжают патрульные автомобили. Маврин в отчаянии, от безысходности, прижимается спиной к стене рядом с дверью.
Неожиданно дверь распахивается, из подъезда выходит ЯНА - двадцатилетняя красивая девушка с азиатскими чертами лица (но не азиатка). Маврин мгновенно хватает ее в охапку, прижимает к стене и... целует.
Мимо подъезда проезжает патрульный автомобиль из которого кто-то мощным фонарем светит на целующуюся парочку. Автомобиль проезжает дальше. Маврин осторожно выглядывает, убеждается, что патрульные автомобили уехали и разжимает объятья. Яна тут же с размаху бьет его по лицу.
МАВРИН Простите... Я... Не мог иначе...
Яна в ужасе смотрит на свою окровавленную ладонь. Маврин замечает это, трогает свою щеку - по щеке течет кровь.
ЯНА Боже....Я... Я не хотела... Вам... вам надо срочно к врачу...
Маврин ощупывает разбитую бровь, морщится, потом улыбается.
МАВРИН Ничего. До свадьбы заживет.
Маврин поворачивается, делает пару шагов, намереваясь уйти. Яна останавливает его.
ЯНА Подождите... Куда же вы с таким лицом? Вы же весь в крови!
МАВРИН Дома умоюсь.
ЯНА Нет. Раз я такая... (хватает его за руку, тащит в подъезд) Пойдемте!