«К концу этой зимы каждый в Германии будет или вакцинирован, или вылечится, или умрет», – сказал теперь уже бывший (но не потому, что это сказал, а потому, что правительство сменилось) министр здравоохранения Йенс Шпан. Нынешняя, четвертая по счету (а эксперты уже говорят о неизбежности шестой), волна коронавируса захлестывает Европу. Чехия насчитывает около десяти тысяч новых инфицированных каждый день, многие страны возвращаются к практике локдаунов. В самой Германии один из самых низких в Западной Европе уровень вакцинации – 68%. И, как отмечают эксперты, одна из основных причин – политическая. Вообще движение антиваксеров (антипрививочников) – явление, как оказалось, больше политическое, чем медицинское.
В соседней с Германией Австрии привилось еще меньше людей – 65%. И правительство пошло на беспрецедентные меры: сначала устроило локдаун для непривитых (этому примеру последовала соседняя Словакия), а потом решило ввести обязательную вакцинацию с февраля 2022 года. Это, конечно, усилило разговоры о нарушении конституционных прав и свобод, о принуждении, но на их фоне появились и очереди в прививочные пункты. Потому что, например, ходить в магазины, торгующие одеждой и обувью, могут только привитые. И это лишь один пример того, как прививка может изменить комфорт вашей жизни. Так что глава Австрийской медицинской палаты Томас Секерес надеется, что уровень вакцинации в стране скоро вырастет до 80% и более. Что еще раз подтверждает слова, приписываемые Аль Капоне: «Добрым словом и пистолетом вы можете добиться гораздо большего, чем просто добрым словом». Добрых слов остается все меньше – что у правительства для непривитых граждан, что у непривитых граждан для правительства.
Типичный европейский антиваксер – это не доверяющий правительству человек правых взглядов из бывших социалистических стран или «восточных земель» Германии. Есть и другие показатели: например, в Швеции количество вакцинированных различается по достатку и уровню образования: в районах, где живут высоко образованные и хорошо зарабатывающие люди, вакцинировались почти все. А в «неблагополучных» районах уровень вакцинации гораздо ниже. Но и это подтверждает общую картину: чаще всего жители «неблагополучных районов» с низким уровнем образования голосуют за правых, а они – антиваксеры. Так что политика есть и здесь.
Самое заметное различие между сторонниками и противниками прививок проходит по бывшему «железному занавесу», разделяющему Европу: в Западной Европе вакцинированы почти 60% населения, в Восточной – в два раза меньше. Только сравните: как утверждает шведская газета Dagens Nyheter, по состоянию на середину ноября в Португалии уровень вакцинации составлял чуть более 87%, Испании – 80%, Дании – 76%, но в Венгрии – около 60%, Эстонии – почти 58%, Чехии – немногим более 57%, Болгарии – только 23%, а в Украине не более 19%. Эксперты связывают это с тем, что население стран бывшего социалистического лагеря за прошедшие после падения Берлинской стены и «железного занавеса» 33 года так и не научились доверять своим правительствам, и считают их призывы к вакцинации принуждением. А принуждению они привыкли сопротивляться. Тем временем правительства ожидания своих граждан оправдывают и принуждают самыми разными способами: вводят обязательную вакцинацию для государственных служащих и представителей других профессий – медицинских работников, учителей, водителей. Вводят «зеленые паспорта», удостоверяющие, что их обладатель 1) вакцинирован или 2) переболел ковидом в течение последних шести месяцев, или 3) имеет отрицательный ПЦР-тест, сделанный в течение последних 72 часов (кстати, многие страны сделали все тестирования для невакцинированных платными). Без такого паспорта не попадешь ни в ресторан, ни на стадион, ни в любое другое место, где большое количество людей скапливается на небольшой площади. Нарушения грозят внушительными штрафами. Люди чувствуют, что на них давят, их принуждают и не оставляют выбора, хотя еще совсем недавно говорили, что вакцинация будет добровольной.
И если в Восточной Европе меры принуждения вызывают реакцию отторжения, в других местах они работают. Когда, например, во Франции президент Эммануэль Макрон заявил, что паспорта вакцинации понадобятся для посещения большинства общественных мест, французы, значительная часть которых до этого момента были ярыми антипрививочниками, массово пошли вакцинироваться. Сегодня доля привитых здесь – 68.39%: для Западной Европы, конечно, маловато, но постоянно растет. Австрийцы идут по тому же пути. Но вот в Германии вводить обязательную вакцинацию опасаются, потому что антиваксеры – основная электоральная база партии «Альтернатива для Германии», которая сейчас активно обихаживает набирающее силу радикальное движение «Querdenker», объединяющее антипрививочников. К тому же во время избирательной кампании все партии обещали, что вакцинация останется добровольной, а в Германии принято выполнять политические обещания, в противном случае это оборачивается проигрышем на следующих выборах.
Так что вакцинация – это далеко не только про медицину.