История дочкиных приключений с отклонениями и прогрессом делится на несколько этапов, про каждый я напишу коротенько (ох. постараюсь). О ее состоянии и принимаемых тогда мерах - если таковые были. Спойлер: волшебных таблеток не будет, как и волшебных курсов и занятий "благодаря которым все наладилось". На каждом этапе было много проб и ошибок, что-то получилось правильно.
Итак, с 1 года до 2,5 - период когда вроде как первые звоночки, а вроде как еще рано беспокоиться.
- указательного жеста не было, речи практически тоже: в полтора она внезапно сказала "собака" и все, а к 2-м годам начала активно осваивать цифры и формы и называла их - а вот цвета, например, называть отказывалась наотрез
- предложения в речи отсутствовали совершенно, даже простенькие
- еще момент: она в детстве слышала много английского языка и первые мультики выбирала на английском
- она могла смотреть в глаза (это успокаивало), зато на свое имя реагировала далеко не всегда - что уж говорить об ответе на вопрос "как тебя зовут", вообще коммуникация была исключительно бедная: о помощи она не просила, на инструкцию взрослых ей было чихать
- при всем при этом она была (и остается) оочень инициативная девочка: когда заинтересовалась формами брала меня за руку, тыкала пальцем в лист с нарисованными кругами-треугольниками и требовала сначала чтобы я это озвучивала, потом чтобы я слушала, как она сама называет, числа от 1 до 10 выучила сама тем же способом (причем учила на русском и английском одновременно), если что-то ломалось или падало - довольно часто пыталась поставить/починить
- к 2-м она не просто знала цифры, но могла пересчитать предметы количеством до 10
- чуть что скандал - да, это про нее, причем голос сильный, а кричать она могла часами, сама очень плохо успокаивалась (а данные-то оперные)
- стало понятно, что с одеждой будут проблемы, очень прирастала к вещам (и, опять же, до сих пор не до конца это прошло)
Как я с ней занималась: никак, она сама со мной занималась)) Заниматься с ней сколько-нибудь осмысленно было невозможно. По врачам не пошли, отчасти оттого что у нас исключительно неприятная невролог в поликлинике, компетентность которой ни у кого уверенности не вызывает, отчасти из-за того, что, опять же, вроде рано
Пожалуй единственное что - перевод гнева в топанье ногами. Я очень боялась, что она начнет бить других детей или животных (что по-моему недопустимо) и специально ей показывала, что надо топать. Вроде зашло, при мне попыток кого-то побить не было, да и комментариев по поводу агрессивности я получила в дальнейшем очень немного
Самоагрессии не было никогда
Период 2-й. Начиная от 2,5 и заканчивая 4 годами
- ребенок отправился в садик: сначала в ГКП, а потом в основную младшую группу - в ГКП все было ОК в том смысле что она сидела в углу, играла в игрушки и никому не мешала, а в младшей группе стало ясно, что играть как сказано и заниматься она не собирается. попросились обратно в ГКП и провели там еще сезон (возраст позволял)
- когда через год перешли в младшую группу, понимание улучшилось (возможно благодаря воспитателю, нам повезло), но участвовала она в чем-либо очень редко
- стала вроде откликаться на имя , но в остальном вербальная коммуникация шибко далеко не продвинулась. невербальная продвинулась лучше - помню ближе к 4 годам я ее учила в шахматы играть, она даже запомнила как некоторые фигуры ходят, т.е. по крайней мере смотрела и что-то там свое усваивала
- собирала пазлы, играла в танграм, собирала простенький лего, рисовала - все по возрасту, иногда даже шустрее, а вот лепила она тогда еще так себе и почти совсем не понимала задачи
- зато начала учить буквы)) причем и русские и английские одновременно
- чувствительность к одежде и дикие вопли никуда не делись, вместо положенного спектра эмоций по возрасту были дикий ор, дикий хохот и каменное-нейтральное выражение на лице, на него приходилось процентов 90 времени
Вот тогда-то начались походы по медицинским организациям и прочим специалистам.
В дочкины почти 3 года начали мы с центра "Участие", нынче ГППЦ "Бабушкинское", прошли у них консилиум из дефектолога, логопеда и кого-то еще третьего. Дочка почти час сидела на стуле и молчала (на вопросы и задания тоже молчала) и только под конец заявила "six" - оказалось что на полке напротив нее было 6 матрешек. Потом ей все надоело и она начала везде пытаться залезть и вообще выйти вон - правда, к счастью, без воплей. Уважаемая комиссия поцокала языками. По итогам логопедша дала самый дурацкий совет - убрать английский. Я честно попробовала: убрала все мультики и перестала реагировать на действия образца "тыкни в круг, скажи "circle", пусть мама покивает и желательно повторит". От этого было много истерики, откат и ноль новых навыков по части русского языка. В общем продержалась я пару месяцев и вернула английский как было. А прорыв приключился позже, когда она осознала, что языков 2 и научилась сопоставлять названия одних и тех же предметов на русском и английском.
Плюс мы попробовали походить туда же к логопеду (к другому, не с консилиума) - без толку, хотя специалист был толковый, как мне кажется. Т.е. заниматься с дочкой все еще было невозможно.
Вскоре после этого, в почти 3,5, потопали мы с дочкой к психиатру, но не в ПНД по месту прописки, а в детскую клинику при Управлении делами президента - я вычитала что там бывают внимательные и толковые психиатры. Нашла рекомендацию конкретного человека, это оказался психиатр в должности психотерапевта. И в общем-то не ошиблась: прием длился полтора часа, часть в специальной игровой комнате с кучей предметов, позволяющих ребенку себя проявить. Моя например лихо справилась с кучей каких-то щеколд-замочков, потом уселась пазл собирать. Но при этом по-прежнему инструкции не выполняла ни в какую: собаку среди игрушек худо-бедно показала, а вот на следующем пункте "попрыгать как зайчик" заявила резкий протест. Ответов на простенькие вопросы а-ля как тебя зовут тоже, понятное дело, не последовало.
Пообщавшись (условно говоря) с ребенком и послушав мой рассказ про характер и про попытку с Участием, психиатр дала следующие советы:
во-первых, работать над контактом с ребенком, чтобы она ориентировалась на меня, а не на свои шаблоны и ритуалы, для чего хороши путешествия и прогулки по незнакомым местам (все вокруг новое и непонятное, но рядом как раз понятная мама, всегда направит)
и, во-вторых, пользоваться этим ее упертым характером: увлеклась пазлом - подсунуть сложнее, перебирает буквы - подсунуть самые простенькие слова навроде "Ой!", взять танграм в путешествие, чтобы эти навыки легли на новые ощущения, зовет играть в автобус - еще и песенку спеть (кстати вспоминаю, что она тогда уши от музыки почти не зажимала, сейчас зажимает гораздо больше)
И в общем как раз эти меры помогли когда ничего не помогало (с 2,5 до 3,5 лет прогресс почти не шел). Невербальное общение наладилось и чувства безысходности к 4 годам стало малек поменьше. Помню в ее 3 года и 7 месяцев я взяла ее на море - и по итогам 2-х недель с изумлением поняла, что даже и сама вроде как отдохнула. Она начала просить о помощи и смотреть в мою сторону перед тем, как, например, куда-то побежать. Впрочем говорила она все еще ничтожно мало для 3-4 летнего ребенка
И вот тогда же мы услышали, что по признакам это "Детский аутизм" F84.02. Вместе с тем, были предпосылки к тому, что ребенок все-таки полегче, решили смотреть динамику
Продолжение следует.