Сегодня речь пойдёт о пулемёте (Maxim gun) британского оружейника американского происхождения Хайрема Стивенса Максима, который он создал в 1883 году. Что интересно, Хайрем не был оружейником. Не буду вдаваться во все перипетии, отмечу лишь основные моменты, а желающие смогут дополнить статью в комментариях.
Максим подготовил первые чертежи своего оружия в 1873 году. Вроде бы даже получил патент, но интереса к его изобретению ни в Америке, ни в Англии не проявили, а его самого «сослали» в Европу, где проект и был реализован. На это ушло 14 лет и в 1887 году Хайрем успешно демонстрировал свой пулемёт ы Австро-Венгрии, Швейцарии, Италии, а в 1888 году приехал в Россию. После демонстрации Максим получил заказ на 12 пулемётов. Надо сказать, что изделие выглядело громоздко и было тяжёлым – большого диаметра колёса, щит, станина с сиденьем для стрелка. Возить его предполагалось на конной тяге, как пушку.
В Россию пулемёты поставляло предприятие Vickers, Sons & Maxim. Первые 12 штук прибыли в 1899 году и поступили на вооружение в Российскую армию. До 1904 года был закуплен 291 пулемёт, а дальше был подписан контракт на их изготовление на Тульском оружейном заводе и начато серийное производство. Пулемёт был под патрон 7.62 мм, т.е. унифицированный с патроном винтовки Мосина.
В 1910 году на вооружение был принят модифицированный вариант (конструкторы И. А. Пастухов, И. А. Судаков и П. П. Третьяков) – пулемёт был облегчён, заточен под новый патрон с остроконечной пулей образца 1908 года и получил название «Пулемёт Максима облегчённый». Лафет был заменён на станок.
Модернизацией пулемёта занимались на «Виккерс», был даже предложен облегчённый вариант (-5 кг), но Россия пошла своим путём. Доработки, упрощение производства и т.д. (в том числе после войны с Финляндией).
Модернизацию ускорило принятие на вооружение нового патрона с тяжелой дальнобойной пулей Д (системы Добржанского и Смирнского) с максимальной дальностью полета 5 км, что заставило существенно изменить прицел пулемета.
Основные изменения был направлены на облегчение эксплуатации пулеметов.Новый прицел позволял поражать цели на больших дистанциях, чем прежде. Более того, «Максим» оснастили оптическим прицелом и угломер-квадрантом для ведения огня на большие дальности полупрямой и даже непрямой (по отметке – реперу) наводкой. Те же задачи позволял решать оптический прицел обр. 1932 г., выполненный по германскому образцу.
В первых образцах присутствовало много деталей из тяжёлой бронзы, которые были заменены на стальные. Гладкий кожух заменили на ребристый (для лучшего охлаждения) и так далее… Технические моменты я оставлю любителям и знатокам.
Пулемёт состоял из двух частей – собственно пулемёта и станка. Станок стал ещё одним направлением в доработке.
Станок.
К началу освоения производства пулемёта «Максим» на Тульском заводе в армии имелись станки трех типов – крепостной колёсный лафет к пулемёту «Максим» обр.1895 г., пехотный колёсный лафет, тренога Виккерса обр.1904 г. Так же в войсках использовался немецкий треножный станок «швейцарского образца».
Пулеметы с колёсными лафетами оказались наименее удобны. Из войск шли жалобы на крайнее неудобство для полевых войск крепостных лафетов, с трудом перемещаемых на поле боя и очень плохо маскируемых. В боевых условиях были испытаны несколько типов установок (колёсные лафеты, треноги, салазки, станки), со щитами и без них, различные способы перевозки.
Одноконная запряжка «ездящих пулеметов» с горным передком оказалась малоповоротливой. По предложению капитана Иванова, в войсковых мастерских на театре военных действий производились из подручных средств легкие, лучше маскируемые на местности пулеметные станки «салазочного» типа.
«Швейцарская» тренога массой 20,4 кгна тот момент считалась лучшей, однако треножные станки позволяли вести огонь только в положении сидя, так что в войсках их переделывали для стрельбы лежа.
Требования артиллерийских генералов ГАУ привело к добавлению щита и колёсиков для перемещения пулемёта, хотя по сути на поле боя всё носилось на себе – отдельно тренога с закреплёнными колёсами и отдельно сам пулемёт.
В 1907 г. за разработку нового станка взялся делопроизводитель Главного Артиллерийского управления капитан А. А. Соколов при участии мастера Санкт-Петербургского орудийного завода Платонова. В результате родился станок с включавший черты «салазочного» (допускающего перетаскивание ползком, стрельбу из положения лежа, маскировку в низкой растительности и переноску по пересечённой местности в бою двумя номера расчёта), брустверного (возможность перекатывания по ровной поверхности внутри крепостей и ведения огня с бруствера полевых укрытий) и треножного (устойчивость, возможность стрельбы в положении сидя и лёжа) станков. Однако, это сразу сказалось на весе станка.
Вес пехотного колёсного лафета с несъёмным щитом – 247 кг, Тренога Виккерса (1904г.) без шита – 21.3 кг, станок Колесникова (1915 г.) – 30.7 кг.
1 Мировая война показала преимущество треножных станков и бесполезность щитов. Кроме того, как выяснилось в процессе эксплуатации, колёса разбалтывались, что сказывалось на устойчивости пулемёта во время стрельбы, а соответственно и точности.
В 1930 году была попытка вернуться к прототипу (станку Соколова), это был многофункциональный станок Владимирова (колёсно-треножный). Но опять же сильно увеличился вес и станок не прижился. Выпущен был в небольшом количестве.
Для облегчения станка отказались от треноги, оставив только колёса, а вот щиток оказался не таким уж бесполезным, так как защищал первый номер от фронтального огня. В таком виде пулемёт «Максим» вступил во Вторую Мировую войну.
Как утверждают знатоки, пулемёт Максима не потерял своей актуальности до сих пор и принимает участие в боевых действиях в странах Азии и Африки при локальных конфликтах и междоусобицах.
Ещё одна интересная тема это ленты для пулемёта Максим. Первые ленты были холщовый – в отверстия между двумя прошитыми лентами ткани вставлялись патроны. Изменения коснулись и этого, но данную тему я оставлю для обсуждения знатоками в комментариях.