Где-то, в бедном доме на берегу океана, матушка Мартина Эйсагирре шила платье для маркизы. Рядом сидел мальчик и слушал сказку о том, как долго путешествовала по морям и горам красивая ткань из которой шилось платье. Мальчика звали Кристобаль.
По большому счёту так можно было бы начать сказку для детей. Однако это всё могло быть действительностью, ибо речь о человеке реально существовавшим.
Кристобаль Баленсиага (Cristóbal Balenciaga) родился в рыбачьей деревушке Гетария на берегу Атлантического океана.
Отец мальчика, рыбак Хосе Баленсиага Басурто, рано покинул этот мир оставив жену и троих детей Кристобаля, Марию-Августину и Хуана-Мартина. Крис очень много времени проводил возле матушки. Полюбил ткани и научился с ними общаться. Первые стежки и драпировки сделал под чутким руководством матушки, делал выкройки. Потом двенадцатилетний мальчик стал подмастерьем у местного портного.
Скорее всего, #мальчик стал бы как отец рыбаком в будущем, или как дядя — священником, но, на беду этих профессий маркиза Де’Каса Торрес, наведывалась регулярно в городок и привозила наряды неописуемой красоты. Матушка и Кристобаль распаковывали привезённое маркизой — и эта красота покорила мальчика. Да и у матушки заказывала новые. Во время примерок маркиза приметила как ловко молодой человек общается с тканями укладывая драпировки.
И, да, взяла юношу под покровительство. Отправила учится в Сан-Себастьян в ателье Casa Gómez. Там юноша получил официальное образование по пошиву одежды. Это позволило испанцу стать #кутюрье, о котором #коко шанель скажет: «Из всех нас лишь Баленсиага умеет по-настоящему шить и кроить, в то время как мы — лишь рисовальщики».
Хотя существует и романтичная #легенда:
Однажды церковь в его родном городке Гетария не посетила маркиза де Каса-Торрес. Возвращаясь домой, маркиза повстречала странного тринадцатилетнего мальчика, который внезапно заявил, что мог бы сшить для нее наряд и получше – будь у него деньги на роскошную ткань.
Маркиза ничуть не рассердилась – наоборот, она немедленно заказала ему платье, и юный Кристобаль Баленсиага отлично справился с задачей.
Баленсиага ездит в Париж. Там учится и находит вдохновение в работах великих коллег. У Кристобаля была своя манера создавать формы и конструкции платьев. Архитектура стала источником законов искусства строения в процессе создания наряда. Баленсиага работает с грубыми тканями. Они могли держать практически любую форму. В результате, многие его модели восхитительны как античная скульптура.
А что маркиза? Маркиза носит созданное её протеже. Прекрасные наряды заинтересовали более титулованных особ.
Сама королева Мария-Кристина (María Cristina) и инфанта Изабель Альфонса (Isabel Alfonsa) надевают платья юного модельера. Потом ещё и ещё звёздные имена будут пополнять список клиенток: Марлен Дитрих, Грейс Келли и Жаклин Кеннеди, герцогиня Виндзорская, Полин де Ротшильд, Мона фон Бисмарк — имена поклонниц таланта испанца.
Это будет. А пока ещё только начало. Мадам Вионне, королева драпировок, советует юноше открыть #свое дело - создать #модный дом
Первое собственное ателье он открывает в 1924 году в курортном Сан-Себастьяне, на Авенида-де-ла-Либертад в доме № 2. Мадрид, Барселона, Париж будут позже. Париж появится, когда Испанию будет терзать гражданская война.
Как греческий Поликлет создаёт математические совершенства, благодаря изучению архитектуры. Так же не делает скидок, сколько бы не было уже отшито, и никогда не идя на поводу у заказчиков.
Париж, город-законодатель мод, будет рукоплескать гению. Но сначала были долги и риск. На взятые в долг огромные деньги молодой человек, ему всего 22 года, открывает магазин и ателье на самой модной улице французской столицы, на улице Георга V. А через три года Париж увидит коллекцию Баленсиаги под названием «Инфанты».
Эта коллекция появилась благодаря Диего Веласкесу, а точнее его работ: портретов инфанты Маргариты и ее фрейлин. Вообще искусство живописи даёт магистру моды много вдохновения. Полистайте галерею и увидите.
Коллекция производит эффект взорвавшейся бомбы в Европе. Её раскупают в мгновенье ока. Так родилась эпоха, получившая название "Эра Баленсиаги». Даже во время оккупации фашистами из Парижа платья для поклонниц таланта вывозились контрабандой — это ли истинное признание таланта?!
Показы баска проходят в тишине. Почти церковной, когда у остальных модельеров показ коллекций скорее шоу. От произведений этого модельера ничто не отвлекало. Им не нужны были дополнения - они совершенство.
В костюмах доминирует чёрный. Модельер вдохновлялся родным ему костюмом испанок, матадоров, танцоров фламенко и даже священников. Кутюрье адаптирует национальный испанский костюм к текущему моменту времени и #современная женщина уверенно носит его.
Чёрный цвет этого кутюрье современники описывали так:
"густой испанский черный, почти бархатный, ночь без звезд, после него обычный черный кажется почти серым".
Конечно, никто не отказывался от иных цветов совсем. Белый, коричневый, темно-зеленый, красный и иногда лиловый - всё было. Роскошь и величие соседствует с испанской строгостью и сдержанность La moralité façonne la décence.
В галерее прекрасные экземпляры из музея кутюрье, которыми можно любоваться вечно.
Как показало время Кристобаль Беленсиага вне времени. Его модели можно носить, и ведь носим, в нынешнем веке.
Вы думаете, что рукав три четверти — это современная тенденция? Ничего подобного! Именно этого испанца мы должны благодарить за браслетные рукава!
Шляпки-коробочки, ах шляпки! Это прекрасное дополнения к совершенному костюму. Полистайте галерею - убедитесь.
Приподнятый спереди подол платья, полупальто без пуговиц и воротников, квадратные плечи, объемный капюшон и платье-мешок — всё это он. Весь, любимый нынче, оверсайз — он автор.
Когда Диор покоряет мир пышными юбками Кристобаль представляет миру блузу без воротника и прямой I-силуэт. Значительно позже Шанель подхватила эту идею свободного силуэта.
Он был велик и скромен одновременно. И он точно умел возвращать долги. Прошло много лет со дня знакомства с маркизой. На дворе 1960-е. И вот уже внучка маркизы, Фабиолы де Мора-и-Арагон, выходит #замуж И ведь выходит не абы за кого, а за короля Бельгии Бодуэна I. И кутюрье придумывает для неё зимнее #свадебное платье .
Платье сшито из плотного шёлкового атласа цвета слоновой кости с рукавами в 3/4 и семиметровым шлейфом. Отделка - белоснежный мех норки (по некоторым источникам, горностая) по талии, вороту и шлейфу. Отдельного внимания стоит как мех оторочки горловины переходит в отделку шлейфа, посмотрите в галерее фотографии. Лично я в восхищении от него. И ведь это платье модельера вдохновили Испания и #священник . А Фабиола де Мора-и-Арагон была глубоко верующей католичкой. Le diable est dans les détails, et Dieu dans les petites choses ©Иоганн Гёте
Верх совершенства! Фабиола блистала 15 декабря 1960- го года.
Позже отдала Фонду Кристобаля Баленсиаги. Правда уже без меха - его спороли и сшили королеве меховое болеро.
Это платье одно из самых дорогих во всех его коллекциях. Но испанец вернул долг маркизе.
Мода меняется. Век высокой моды сменился веком prêt-à-porter.
Кристобаль Баленсиага не пускает на свои показы журналистов. Мотивировав нежеланием навязывания прессой мнения людям.
1968 году разрабатывает форму для стюардесс авиакомпании «Air France», которую стюардессы носили 10 лет.
На некоторое время позволяет американским ателье снимать копии с его одежды. Но побывав в Штатах и лично понаблюдав за производством, отзывает лицензию, решив что там только всё портят массовостью и бездумным процессом.
Он создал 93 коллекции. И всегда было одно черное платье, которое от начала до конца создавал сам.
Под его крылом начинали свою карьеру Андре Курреж, Оскар де ла Рента, Юбер Живанши и Эммануэль Унгаро.
В 1968 году кутюрье принял решение закрыть дома моды в Париже, Сан-Себастьяне и Мадриде. Он не сообщил никому из сотрудников лично и ни с кем не попрощался. Уехал и жил затворником на своей вилле в городе Хавеа. В последний раз Кристобаль появился на публике в 1971 году во время похорон Коко Шанель.
Однако перед уходом с мир иной, он создаёт последний свой шедевр. По иронии судьбы для внучки генерала Франко, того из-за которого покинул родину в молодости, Мария дель Кармен Мартинес-Бордью. Она выходила замуж за Альфонса Бурбонского, внуком короля Альфонсо XIII.
14 метров атласа, семиметровый шлейф, 10 000 жемчужин, тысячи стразов. Люневильская вышивка лилий Бурбонов вручную делалась на тюле, и потом пришивались к платью.
Но самое интересное это как кутюрье готовился к созданию шедевра! Он наблюдал за её движениями: как поднимает руки, поворачивает шею, наклоняет голову. Снова и снова заставлял её ходить по комнате, наблюдая за движениями... И в итоге:
8 марта 1972 года в часовне дворца Пардо состоялась религиозная церемония бракосочетания Марии- Кармен и Альфонса Бурбонского.
Через 16 дней после свадьбы, в возрасте 77 лет, великий кутюрье Кристобаль Баленсиага оставил этот мир. Его похоронили в родной Гетарии.
В родном городе Кристобаля Баленсиаги к старинному дворцу Альдамар, возведенному в XIX веке, пристроили современное крыло специально под музей творчества главного кутюрье XX века. На открытии, в 2011 году присутствовала королева Испании София. Более 1200 экспонатов из коллекций Кристобаля Баленсиаги можно видеть там, в том числе свадебное платье бельгийской королевы Фабиолы и ансамбли Грейс Келли.
Платья кутюрье можно увидеть в кино: Жоан Маду (Марлен Дитрих) носит их в фильме "Триумфальная арка" 1945 года, Лилиан из "Жизнь взаймы".