Найти тему
Азвука - теория звука.

Автодинамики в домашнюю акустику? Зачем!? 5 ключевых отличий домашних динамиков от автомобильных.

В этой статье попробуем раз и на всегда разобраться, чем автомобильные динамики отличаются от домашних, почему автозвук многие тащат домой и почему у других от этого нехило пригорает:)

Буду скидывать ссылку на эту статью, потому что такие вопросы всплывают регулярно:)

Для начала пример домашнего комплекта: НЧ и ВЧ Wavecor. Речь в статье пойдет в основном про НЧ динамики: обратите внимание на вид внешнего фланца и магнита у домашнего динамика
Для начала пример домашнего комплекта: НЧ и ВЧ Wavecor. Речь в статье пойдет в основном про НЧ динамики: обратите внимание на вид внешнего фланца и магнита у домашнего динамика

Итак, отличия!

1. Резонансная частота. Типичное и оптимальное значение для автомобильного мидбасового динамика диаметром 165мм - от 50 до 70Гц. В автозвуке ниже и не нужно. На более низких частотах подхватывает салон (смотрите "передаточная функция салона"), и если резонанс самого динамика будет ниже 50 - получим избыточный подъем на этих частотах. К тому же, далеко не каждая дверь выдержит настолько низкочастотный динамик. С огромной долей вероятности первое, во что вы упрётесь по громкости, будет не линейный ход динамика, не термический режим катушки - первой обычно поёт дверь:) В общем, оптимум - резонанс от 50 до 70Гц. И это часто соблюдается! С таким динамиком, распущенным по низу и установленным в подготовленную дверь можно получить ровную полочку от 20Гц.

В домашке от динамиков, аналогичных по размеру, принято ожидать значительно более низкого резонанса. Дело в том, что динамики устанавливаются в корпус, корпус "подпирает" динамик, увеличивая его фактическую резонансную частоту. 30-50Гц - нормальный собственный резонанс типичного домашнего низкочастотника на 6,5 дюймов.

2. Добротность. Автозвуковые мидбасы, как правило, устанавливаются в объем двери. Дверь - это довольно большой объем, литров 50, а это существенно больше среднестатистического корпуса, в который обычно устанавливают динамики такой размерности. К тому же, этот объем не герметичен: технологические отверстия, дренаж и прочие нужные для нормального функционирования двери штуки. В итоге, с натяжкой можно сказать, что дверь не оказывает значительного влияния на динамик, динамик не воспринимает дверь как корпус. У него слабо поднимаются резонанс и добротность, поэтому производители делают динамики сразу с нужными параметрами: добротность от 0,6 до 1 - это вполне типичные и адекватные значения для автозвука.

При установке в корпус динамика с завышенной добротностью невозможно получить ровную АЧХ: в районе резонанса или настройки порта фазоинвертора будет горбик.

Динамики, изначально рассчитанные для применения в корпусе, имеют более низкую добротность: 0,5-0,6 для закрытого ящика, и 0,3-0,5 для фазоинвертора, лабиринта и прочих оформлений. Но, на практике могут быть варианты, в реальных колонках не все производители строго следуют теории, и очень часто в бюджетных АС применены динамики с завышенной добротностью. Специально и обоснованно.

3. Сопротивление. Автомобильные динамики имеют сопротивление ниже, чем у типичных представителей домашней акустики. Низкое сопротивление автодинамикам нужно для того, чтобы вытянуть из усилителя максимум мощности. Это особенно актуально при работе динамиков от ГУ, или прочих усилителей, не имеющих блока питания и использующих бортовое напряжение 14в. Низкоомная нагрузка - простой и действенный способ выкачать больше мощности и получить больше звука от имеющегося вольтажа.

Многие домашние усилители не предназначены для работы в низкоом, могут быть сложности в связи с тем, что усилитель работает не на расчетных режимах.

4. Запас прочности. Автодинамики призваны работать в условиях перепадов температур, высокой влажности, вибрации. Что в этом плохого?) То, что аналогичная домашка будет легче, быстрее, детальней. Из-за того, что подвижка легче, подвесы мягче, зазор в магнитной системе меньше. Автодины - прочные, надежные, грубые. Домашка - изысканная, способна показать больше деталей, но к ней лучше лишний раз не прикасаться)

5. Внешний вид. Неожиданный пункт)) Однако, системные особенности очень явно видны. У автодинов своеобразный внешний фланец, не самый красивый - он таким и должен быть, все равно прикроется обшивкой или сеткой, которая часто идёт в комплекте.

Очень часто много внимания уделяется тыльной части динамика: красивые нашлёпки на магниты, хромированные детали магнитной системы, необычные корзины. Часто это делается не столько для звука, сколько для внешнего оформления динамика. Ведь это может быть решающим фактором при выборе конкретного динамика:) Но платит за это покупатель.

Тот же Урал, вид сзади. Магнит закрыт резиновой накладкой, что радикально меняет внешний вид. Возможно, это нужно и для защиты от воды. А вот сможете ли вы сходу вспомнить домашний динамик с резинкой на магните?
Тот же Урал, вид сзади. Магнит закрыт резиновой накладкой, что радикально меняет внешний вид. Возможно, это нужно и для защиты от воды. А вот сможете ли вы сходу вспомнить домашний динамик с резинкой на магните?

Домашнюю акустику как правило покупают с более точным пониманием о необходимых параметрах и функционале динамика. Поэтому там на первом месте внешний вид диффузора и фланца (от этого зависит итоговый внешний вид колонки) и параметры, которые важны при расчете корпуса акустической системы. Магниты там не часто украшают. Именно в автозвуке важен размер магнита, бренд и количество сотен ватт, указанных на этикетке)))

6. Может что-то забыл? Дополните в комментариях:)

В итоге, те, кто говорят, что автозвуковые динамики не подходят в домашку формально правы. Но есть большая армия тех, кто попробовал, и на собственном опыте готовы утверждать обратное:)

Основным преимуществом автозвуковых динамиков является их доступность. Это то преимущество, которое в большинстве случаев решает. В каждом городе есть магазин автозвука, в который можно прийти, пощупать динамики, послушать в стенде, выбрать комплект коаксиальной или компонентной акустики почти под любой бюджет. Комплекты из 4 динамиков (вуферы и пищалки) вместе с кроссовером могут стоить от 4т.р. - очень доступно! Другой вопрос, что будет с качеством и звуком:)

С домашкой обратная ситуация. Мой пример - я живу в городе-миллионнике, в Волгограде, и что-то я не натыкался на магазины, в которых можно купить новые компоненты для построения домашней акустики. Что уж говорить о менее крупных городах:) Зато магазины автозвука на каждом углу.

Это не несправедливость, так и должно быть. Акустику самоделят единицы, а поменять штатные колоночки в машине хочет почти каждый. Купил динамики, оставил машину, и через вполне короткое время уже наслаждаешься новым звуком, в попытках понять, за что уплачены деньги.

А акустические самодельщики, разобравшись с вопросом, поняв, какие динамики им нужны, могут оформить доставку, благо в нашем веке это и не долго и не дорого.

Ключевая проблема в том самом "разобравшись с вопросом":)

Поэтому многие сдаются, и идут выбирать динамики на ощупь, в автозвуковой салон.

Следующий момент - регулярно встречаю комментарии, о том, что динамик с добротностью 0,7 и выше категорически не подходит для установки в корпус! Формально это так. Фактически - ещё как ставят)

Посмотрите недорогую заводскую акустику - компьютерные микролабы, серия соло - динамик с добротностью меньше единицы там найти очень сложно.

Или вот такие Элаткс Симфония.

-5

Там стоят басовиком с добротностью 1,4. В фазоинвертором корпусе. И примерно так же во всем бюджетном сегменте!

Так что ничего страшного не случится, если вы поставите динамик с добротностью больше, чем 0,7 в корпус. Заводы так делают!

Основным недостатком автозвуковых динамиков является не полное соответствие желаемых параметров реальным. Идеальный динамик для своей колонки в автозвуковом магазине, вы, скорее всего, не найдете. Но отличный динамик по соотношению цена/качество найти можно, и чем меньше ваш бюджет, тем больше смысла смотреть в сторону автодинов.

Если бюджет велИк - то все-таки лучше смотреть на домашние динамики. SQ автомобильные динамики с действительно хорошими характеристиками стоят очень не мало, и им легко составят конкуренцию домашние компоненты.

То, что написано в этой статье в первую очередь касается мидбасовых НЧ динамиков. Если будет интерес - можно сделать продолжение про ВЧ, СЧ, сабвуферы, и всякие ответвления, типа эстрады и шириков. Интересно - жмите лайк под этой статьей)

Одна из моих поделок на автомобильных динамиках ДЛС. Из-за особенностей динамика, настройка оформления получилась немного выше, чем можно было бы ожидать от колонок такого размера. Как итог - меньше глубокого баса. Зато большие возможности по громкости, т.к. акустика не лезет в глубокий бас) От 50Гц честно играли.
Одна из моих поделок на автомобильных динамиках ДЛС. Из-за особенностей динамика, настройка оформления получилась немного выше, чем можно было бы ожидать от колонок такого размера. Как итог - меньше глубокого баса. Зато большие возможности по громкости, т.к. акустика не лезет в глубокий бас) От 50Гц честно играли.

Подытожим!

Автодинамики отличаются от домашних другими параметрами Тиля-Смолла, и чисто формально не подходят для установки в корпус. Но, если их туда все-таки установить, то вы не получите ровной АЧХ на низких частотах в районе настройки порта или резонанса динамика из-за повышенной добротности динамика. Кстати, многие вполне позитивно воспринимают подъем АЧХ на НЧ) В глубокий бас такая акустика лезть тоже не будет - из-за более резкого завала АЧХ из-за высокой добротности, да и высокий резонанс динамика этому тоже не способствует.

А на средних частотах автодины не смогут порадовать феноменальной детальностью и отзывчивостью. Запас прочности, тяжелые диффузоры и прочие особенности в этом деле плохие помощники. Но это очень на тоненького, нормальный автозвуковой динамик звучит очень даже не плохо.

Получить хороший звук, сделанный своими руками - очень даже можно и на автодинах! Особенно, если это первый эксперимент в этом направлении:)

Сейчас у меня выйдет несколько статей, посвященных моему походу в автомагазин в попытках найти наиболее подходящие под это дело динамики. Первая уже вышла!