В начале декабря 1883 года, Винсент Ван Гог переезжает в маленький городок Нюэнен, где на данный момент проживала вся его семья. В родительском доме художнику был оказан теплый прием, но очень скоро между им и родными возникло непонимание и отчуждение. Единственным его другом в семье был Тео, но он проживал в Париже.
Ван Гог не мог найти общего языка с бюргерским кругом городка и много общался с крестьянами, особенно с ткачами, которые проживали в этой местности. Они стали его любимыми моделями. В этот период Винсент пишет картины на социальные темы. Он часто заходил в дома ткачей- глинобитные хижины с соломенными крышами. Это были каморки с низким потолком, куда свет проникал через маленькое окно.
В Нюэнене, художник создает большое количество этюдов- портретов, которые были подготовкой к большой многофигурной картине " Едоки картофеля". Ван Гог рисовал людей с самых низов социальной лестницы, непривлекательных, нарушая пропорции лица и фигуры.
" Я был бы в отчаянии, будь мои фигуры хороши... Я не хочу, чтобы они были академически правильны...
Уже в это время художник много размышлял о возможностях, заключенных в контрасте и взаимодействии дополнительных цветах спектра, о "произвольном колорите", о том, что краски в живописи не обязаны совпадать с красками природы. Ван Гог работал со светотенью, вылепляя лица широкими цветными мазками.
В этот период художник задумал написать большую картину со сложной композицией. Это могла быть картина на бытовую тему. В одной крестьянской семье, где он часто бывал, где часто обедал, он нашел сюжет для своей будущей картины. От своих многочисленных рисунков, зарисовок, портретов он переходил к масштабному полотну.
Свои мысли он обсуждал с братом в своих письмах:
" Нужно писать крестьян так, словно ты один из них, чувствуя и мысля, как они".
" Если от картины,изображающей крестьян, пахнет салом, дымом, картофелем, отлично!
Картина, изображающая крестьян, ни в коем случае не должна пахнуть духами".
Все, что задумал художник, ему удолось воплотить на своей картине. Мы видим семью крестьян за ужином, на столе стоит большое блюдо с картофелем и чашки с чаем или кофе. Тусклый свет керосиновой лампы освещает их лица и создает игру светотени. Для этой картины, Винсент выбрал темный колорит, где преобладают зеленые и коричневые тона. Здесь художник накладывает краски пастозно, беря кистью сразу много краски, создавая фактурное полотно. Это шероховатая поверхность полотна движется и вибрирует, играя яркими бликами и тенью.
Двое мужчин, две женщины и девочка сидят за столом и едят картофель, выращенный своими руками и заработанный тяжелым трудом.
Ван Гог писал брату:
" Я хотел дать представление о совсем другом образе жизни, чем тот, который ведем мы, цивилизованные люди. Не исключено, что у меня вышла настоящая крестьянская картина. Я даже знаю, что это так".
Картина находится в музее Ван Гога в Амстердаме.
Поставьте лайк, всем добра и искусства!