Повесть
* * *
Двадцать три ноль пять, но Риты так и нет, трубку не берет.
– А она тоже пьет? – спрашивает Наташа Сергея.
– Нет, – отвечает он, – она хорошая. Работящая.
– И где же она работает?
– Вроде в «Пятерочке».
– Так ты знаешь все подробности… А мне сказала, что на пособия живут, – злится Наташа.
– Успокойся, какая разница – на что они живут? – тоже злится Сергей.
Ночью в квартире раздается звонок. Заспанная Наташа идет отрывать дверь. На пороге Рита, вся в слезах.
– Ратибор умер.
– Как умер? – тут же просыпается Наташа.
– У него инфакт случился… – заикается Рита.
– Инфаркт, – машинально поправляет ее Наташа.
Рита рыдает, Наташа провожает ее на кухню. Из зала выходит Сергей.
– Я приехала, а он лежит на диване, пьяный… Пошла, говорит, отсюда, такая-сякая. Его мать рядом сидит: нет, говорит, сил больше, забирай его. Я его с кровати тащу, он упирается. Потом как размахнется, как даст рукой по щеке. Ну я в ванную побежала. Сижу там, думаю: сейчас очухается, и я уж его уговорю домой поехать. Тут мать как заорет: «Рита, Рита!!!». Я бегом в комнату, а он покраснел весь, забился в судорогах. Ну, мы в скорую давай звонить. Они приехали минут через двадцать, а он уже мертвый, черт его возьми.
Она снова рыдает.
Сергей капает ей валерьянку.
– Что же теперь б-у-у-дет? – воет Рита.
На крик сбегаются дети.
– Мама, что случилось? – спрашивает старшая.
– Папка твой у-у-у-мер, – снова голосит Рита.
– Ну и что, – спокойно реагирует старшая, – он все равно плохой был, нас бил.
– Бестолочь, что ты болтаешь!– замахивается Рита на дочку.
– Прекрати, – одергивает ее Наташа, – детей напугала.
– Да она не в себе, – обнимает за плечи соседку Сергей. – Успокойся, Рита.
Она разворачивается к нему и прижимается к груди. Еще громче плачет.
– Ну все, – вскипает Наташа, глядя на это зрелище, – завтра мне на работу, Рита, извини, я сочувствую твоему горю, но не могли бы вы уйти.
Сергей смотрит на жену неодобрительно.
– Конечно, – будто бы отрезвев, произносит Рита, – девочки, собирайтесь.
– Я провожу их, – говорит Сергей и берет младшую на руки.
Наташа остается на кухне одна. Она ждет шагов Сергея, и он приходит.
– Займись со мной любовью, – говорит она устало.
Они ложатся в постель, но у Сергея в который раз ничего не получается.
* * *
Рита приходит в девять утра.
– Прости, Наташа, а Сергей дома? Могу я его попросить отвезти меня в ритуальный салон?
– Он на работе, – отвечает Наташа и внимательно разглядывает Риту. Она вовсе не уставшая, напротив, снова накрасила ресницы и уложила волосы.
– Может быть, ты тогда со мной поедешь? Я в этом ничего не понимаю.
– Я свободна, только до двух, – отвечает Наташа, – поеду.
Они садятся в Наташину машину и мчатся, разбрызгивая грязь дорог.
– Какой гроб лучше взять? – спрашивает Рита.
– Странный вопрос. Смотря сколько у тебя денег.
– Я бы взяла синий, но он дорогой, – указывает Рита на обтянутый синим шелком гроб.
– Давай я куплю, – говорит Наташа и расплачивается с продавцом.
Довольная Рита улыбается:
– Ты золото.
– Хоронить будем из морга. Не тащить же его на девятый этаж, – резко говорит Рита.
Наташа пожимает плечами. Будто ей есть дело, откуда будут хоронить Ратибора.
* * *
– А с кем она детей оставила? – спрашивает на похоронах Наташа у матери Ратибора.
– С сестрой своей. Правда, она уже напилась, наверное, – отвечает безучастно мать. Наташа не может поверить своим ушам: как можно оставить таких маленьких детей с пьющей сестрой!
– Теперь в кафе, – радостно объявляет Рита.
Люди идут к автобусу, суетятся, занимая места.
– Выпейте за моего мужа покойного! – восклицает Рита, сидя за столом.
Наташа морщится от одного вида водки, не пьет.
– А я выпью, – неожиданно встает Сергей, – хороший он мужик был.
Наташа удивленно смотрит на мужа. Ратибора он видел раз пять в своей жизни и раньше осуждал его.
Сергей становится развязанным и прилипчивым, обнимает Наташу и Риту, называет их «своими девчонками» и все, что хочется Наташе, это как следует поколотить своего мужа за такое поведение.
Они едут домой. Сергей садится на заднее сиденье, к Рите.
– Ты только не плачь, – утешает он, – ты, если что, сразу к нам приходи, и дочек своих приводи.
Наташа припарковывает машину, выходит и пытается удержать на ногах Риту.
В ту ночь девочки снова ночуют у них, и только утром мать забирает их домой.
* * *
Рита приходит каждый день и иногда зовет Сергея починить кран, повесить карнизы для занавесок. Она просит его играть для детей на пианино. И всякий раз у Наташи сжимает сердце при этих звуках.
В один из таких вечеров к ним приходит Зинаида Алексеевна.
– Привет, Наташ, а где Сереженька?
– У соседки, – устало отвечает Наташа.
– Опять у этой Риты?
– Ну он сейчас придет, я устрою ему…
– Не надо. Он какой-то странный в последнее время. Мы сами разберемся.
– Что, Наташка, разлюбил он тебя? – внезапно спрашивает свекровь.
– Почему вы так решили? – вздрагивает от неожиданности Наташа.
– А чего он к ней ходит? Что у вас там в постели? Все в порядке или как?
– Ну уж об этом я рассказывать не стану, – негодует Наташа.
– Я мать, должна знать.
– Нет, – Наташа идет к раковине мыть тарелки.
– Понятно, значит плохо все.
– Я уже подумываю ребенка взять из детского дома… – со вздохом говорит Наташа, – так хочется ребеночка…
– Ты что? Зачем тебе чужие дети?
– Ну своих-то не получается завести.
– Правильно, раз он к этой маргиналке ходит…
– Ничего у них нет, и быть не может, – снова возмущается Наташа.
– Ладно. Ты смотри, дочка, не упусти сына моего, пойду я. Сами разбирайтесь, – говорит Зинаида Алексеевна и уходит.
* * *
Дверь отворяется, шатаясь входит Сергей.
– Опять пили? – спрашивает Наташа.
– Чуть-чуть, – отвечает он, – Рите очень плохо.
– С тобой, видимо, хорошо.
– Зря ты взъелась на нее, Наташ, неплохая она баба, несчастная просто, – говорит он и отводит глаза.
– А я счастливая? Вроде бы с мужем живу, а как будто и нет…
– Да с чего ты взяла? Я же с тобой, – отрешенно говорит Сергей.
– Мне мужчина нужен, мужчина, чтобы было с кем постель делить, а ты не можешь ничего, – разъяряется Наташа и тут же бежит к нему: «Прости, прости, пожалуйста, я не хотела обидеть, но ты же знаешь, нам надо пытаться, мы должны зачать детей, а ты снова выпил».
– То есть я импотент?! – орет Сергей.
– Нет, нет.
– Знаю, что нет, теперь знаю, – говорит он спокойно и начинает бродить по комнате. Открывает шкаф и достает оттуда свои рубашки и брюки. Вынимает из-под кровати чемодан и бросает вещи туда.
– Я ухожу. Вы с матерью меня достали!
– Куда?
– К Рите. Я люблю ее.
Наташа трясет его за плечи.
– О чем ты говоришь вообще?
– Эта же простячка, глупая баба, зачем она тебе сдалась?
– Она родит мне детей, да и вообще с ней я чувствую себя мужиком. Мужиком, понимаешь?
– Но у нас нет детей из-за тебя, – плачет Наташа, – врач так и сказал, – из-за тебя… Да и секс у нас раз в месяц, а надо чаще!
– Нет, из-за тебя… Это из-за тебя у нас детей нет, ты злая, никчемная женщина, – глаза Сергея наливаются кровью.
Он идет в ванну, хватает зубную щетку.
– Остальное заберу потом, – говорит он, берет чемодан и захлопывает дверь.
Наташа остается одна. За окном серое небо без единой тучи. Кажется, эти тучи и есть ее жизнь сегодня.
* * *
На девятом этаже больше не слышны крики. По вечерам Сергей играет на старом советском пианино. Пианино не настроено. Оно фальшивит и искажает музыку, которая должна дарить радость, печаль или воодушевление.
Наташа смотрит фильмы о несчастной любви и боится встретиться с Ритой и Сергеем в лифте. Ее мысли прерывает дрель, звук ее доносится все оттуда же, с девятого этажа. Похоже, там делают ремонт. Наташа закрывает уши, ведь берушей нет, а если бы и были, что бы это изменило.
Надо как-то жить. И Наташа находит на улице щенка. Несет его в свой одинокий дом, называет Счастьем. Она кричит ему с утра: «Где ты, Счастье мое?». И мохнатый зверь бежит к ней и, кажется, делает ее чуточку радостнее.
Наташа болеет, идет к врачу. Он говорит – у нее не все в порядке с нервами. Она пьет успокоительное. И помогает. Счастье спасает Наташу от горьких вечеров, а успокоительное от нервных срывов. Потому что однажды с ней такое уже было. Две недели назад, когда она вышла выносить мусор, столкнулась с Ритой. Та, разодетая в новую норковую шубу, даже сказала ей: «Привет». Наташа, держа в руке пакет с мусором, уставилась на нее и проговорила: «Здравствуйте». А потом она плакала, долго и тоскливо, воя на пустоту перед собой. Даже вспомнила Бога, сказала, что он ее не любит больше.
– Верни, – кричит Наташа, глядя на люстру, – верни мне мужа, иначе я больше не буду доверять тебе.
Но Бог в виде люстры молчит, не слышит Наташу.
В один из таких вечером приходит Зинаида Алексеевна. Счастье облаивает ее, а Наташа смотрит на свекровь отрешенным взглядом.
– Я все знаю, дочка, – говорит свекровь с порога.
– Я вам больше не дочка, – отвечает Наташа.
Она садится на кровать и укутывается в плед.
– Вы сами говорили ему, что я не практичная. Вот теперь у вас замечательная невестка будет, практичная.
– Брось глупости болтать. Погуляет и вернется.
– Я не смогу его принять…
– Одна что ли будешь, с собакой, как старая дева?
– Мне тридцать пять… Что я, другого не найду?
– Найдешь, но не такого, как Сереженька.
– Уходите, – просит Наташа. – Это и вы виноваты в том, что все так произошло.
Зинаида Алексеевна уходит. Снова сверху слышны крики. Кричат Зинаида Алексеевна и Рита.
– Овца, проклинаю тебя!!! – орет свекровь.
– Пошла вон!!! – кричит Рита.
Захлопывается тяжелая железная дверь. Слышен лифт.
* * *
В Новый год приходит Сергей. Ровно в одиннадцать. Уже тогда, когда Наташа, кажется, пережила свое горе и мирно провожает старый год со Счастьем и такой же, как она, одинокой подругой Лизой. Он приходит пьяный и пытается поцеловать. Она держит его на пороге, не пуская в квартиру.
– Можно войти?
– Нельзя.
– А почему? О, привет, Лиза, – машет он рукой подруге.
К нему навстречу выбегает Счастье. Собака начинает защищать свое жилище и хозяйку и истошно лает, захлебываясь от негодования.
– А это кто у нас, – опускается на колени Сергей.
– Не у нас, а у меня, – сердится Наташа.
– Впусти его, – тихо говорит Лиза. – На нем лица нет, что ж теперь…
Наташа и сама хочет его впустить и сдается:
– Ну проходи.
– Плохо мне, – выдыхает Сергей, падая на стул, – не могу больше.
Лиза собирается уходить.
– Я к маме лучше поеду, она там одна…
– Не уходи, – просит Наташа.
– Будьте здоровы, – Лиза выпивает бокал шампанского и уходит.
Наташа и Сергей смотрят друг на друга.
– А ты что это, ко мне пришел Новый год встречать? Встречай со своей новой женщиной.
– Я боюсь ее, – отвечает он. – Чуть что не по ней – так кричать начинает, прямо как мать моя.
– Я тоже могу покричать, чтобы ты ушел.
Наташа наливает себе шампанское в бокал.
На экране телевизора Женя Лукашин и Надя танцуют.
– Так ты ко мне решил вернуться?
– Нет, – грустно отвечает Сергей.
– Я ее, по-моему, люблю… Понимаешь, удивительный она человек, живой и веселый, не то что мы с то…
– Вон! – кричит Наташа.
Она бежит к двери, следом за ней бежит Счастье и лает. Они выгоняют непрошеного гостя.
Наташа звонит Лизе:
– Ты где?
– На остановке.
– Вернись, он ушел.
Продолжение следует…
Автор: Мария ЛАРКИНА
ПРЕДЫДУЩИЕ ЧАСТИ
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!