Найти тему

Как IT-технологии помогают избежать многомиллионных убытков в сфере ЖКХ

Внедрение информационных технологий в сферу ЖКХ — вопрос как никогда актуальный. Выгоды от модернизации системы очевидны: от повышения качества управления городским хозяйством и работы отрасли в целом, до снижения затрат и обеспечения горожан современными сервисами.

Тем более, что традиционно именно сфера ЖКХ является одной из самых проблемных в стране. По данным главы минстроя РФ Ирека Файзуллина, изношенность коммунальных сетей в России приводит к ежегодным потерям 12,3% тепла и 22,9% воды. 30 процентов теплосетей и более 42 процентов водопроводных сетей нуждаются в замене, что является прямой причиной регулярных коммунальных аварий, количество которых только увеличивается к зимнему периоду. Для граждан, помимо очевидных неудобств в случае ЧП, с каждым годом становится всё более острым вопрос платы за потреблённые ресурсы: тарифы регулярно повышаются, собственники жилья ищут способы сэкономить. Также не на высоком уровне находится и качество взаимодействия управляющих компаний с жильцами: из-за устаревших принципов работы многие УК не могут предоставить ожидаемый уровень сервиса.

Устаревшее оборудование и принципы работы мешают улучшению отрасли
Устаревшее оборудование и принципы работы мешают улучшению отрасли

Комплексная программа компании “Цифровизации коммунального хозяйства” направлена на решение именно этих многолетних проблем. Сразу несколько современных разработок и сервисов образуют контур выстроенной системы. Так, в городах Челябинской, Курганской и Свердловской областях установлено более двух с половиной тысяч «умных» общедомовых приборов учёта потребляемых ресурсов. Этот проект был разработан компанией "Интерсвязь" по просьбе самих коммунальщиков и позволяет оперативно собирать данные со счётчиков исключая неточности человеческого фактора. Кроме того, такая система мгновенно анализирует информацию и может быстро просигнализировать о возникновении аварии (например, если за короткое время резко выросло потребление воды — скорее всего, речь идёт о ЧС).

Датчики на трубопроводах могут измерять даже степень коррозии
Датчики на трубопроводах могут измерять даже степень коррозии

Со временем желания коммунальщиков становились сложнее, и система опроса счётчиков выросла в более интеллектуальное решение. Таким образом, специалисты могут не просто из офиса следить за показаниями, но и контролировать многочисленные трубы и даже предсказывать коммунальные аварии, соответственно, сэкономить на их устранении. Так например, после реализации комплексного проекта по модернизации электросетей г. Озёрска (Челябинская область), за короткий срок удалось снизить на 20% количество выездов аварийных бригад и так же на 20% сократился объём потерь электроэнергии.

Также умные счётчики благодаря точности передачи показаний позволяют сэкономить на отоплении — а именно эта строчка в платёжных квитанциях зимой «радует» горожан самой значительной суммой.

Наконец, многолетняя проблема отсутствия обратной связи между управляющими компаниями и собственниками жилья получила своё цифровое решение. Внедрённый в мобильное приложение «Интерсвязь. Умный город» сервис «Обратиться в ЖЭК» служит двойным каналом коммуникации. С одной стороны, УК могут оперативно оповещать жителей о возможных профилактических работах или случившихся авариях, тем самым снижая нагрузку на диспетчеров и уровень недовольства граждан. С другой сами жильцы могут в режиме реального времени информировать УК о проблемах, требующих решения (в том числе прилагая фото и получая ответ в том же мобильном приложении). В настоящее время к сервису «Обратиться в ЖЭК» подключено 189 управляющий компаний Уральского федерального округа, обслуживающих более 4,5 тысяч многоквартирных домов. Еженедельно через сервис «проходит» почти 700 обращений.

Общаться важно не только пользователям ЖКХ с УК, но и разработчикам систем
Общаться важно не только пользователям ЖКХ с УК, но и разработчикам систем

Согласно информации Минстроя, по итогам 2020 года Челябинск среди крупных городов страны занял восьмое место рейтинга эффективности цифровой трансформации городского хозяйства. Уверен, что наш город в ближайшие два года сделает качественный рывок вперёд и сможет побороться за лидерство».