Воспоминания контр-адмирала В. П. Захарова об автономке длительностью полтора года, запомнившейся, помимо прочего, особыми обстоятельствами, затянувшими возвращение на 3 месяца.
Дело было так. 1983 год, Средиземное море, боевая служба, СКР пр. 35, экипаж 100 человек.
Международная обстановка: 1 сентября близ Камчатки в воздушном пространстве Советского Союза сбивают Боинг. Обстановка напряжённая. Несём БС (боевую службу).
БРзК «Крым» или «Кавказ», какой точно, не помню (корабль 1 ранга) — исполняет специфические задачи.
Большой разведывательный корабль ГРУ (БРзК) ССВ-590 «Крым».
Предназначен для радиоэлектронной разведки радио, радиотехнических излучений надводных кораблей, подлодок, авиации и стационарных станций ВМС, ТР и РР ЛС вероятного противника. Ни одна армия и флот в мире не обходится без разведки. Флотская разведка часто действовала под эгидой Гидрографической службы, и её корабли часто именовались гидрографическими или судами связи (ССВ), хотя на Западе этот «секрет», естественно, давно был известен.
На БРзК – прикомандированные солдаты из Прикарпатского и Одесского военных округов, радиоразведка, офицеры-переводчики, солдаты-слухачи.
Так называемые «гидрографы» с успехом выполнили свою задачу в Средиземном море и должны уходить, к берегам США. Солдаты им больше не нужны, и на одну неделю их пересаживают ко мне на СКР, со всеми их ящиками с аппаратурой.
По плану их надо пересадить на ракетный крейсер «Слава», который впоследствии станет «Москвой».
Крейсер в охранении СКР пр. 1135 возвращается с СФ, где отстрелялся на учениях по полной.
Встречаемся у берегов Туниса, погода хорошая, но накат (ветровая волна) такой, что в дрейфе валяет очень крепко. Тем не менее, волевой комбриг Ерёмин (будущий адмирал и начальник Академии) решительно спускает баркас с СКР, который разбивается, поднять его не смогли и впоследствии буксировали. Попытка спустить свой большой баркас также закончилась плохо: кран так раскачало, что поставить на кильблоки было невозможно, пришлось просто бросить на палубу, разбив топливные баки. Наблюдая эту картину, понимал — не пересадим «пассажиров»! Как в воду глядел.
Среди них были: лейтенант Валя Поспелкин (впоследствии ставший нарицательным героем, прославившись в автономным плавании длиной 2 года и 5 месяцев), морские офицеры-погранцы (тоже отдельная история, как попали на борт), сухопутные офицеры – 6 человек и 10 солдат в серых шинелях и сапогах.
Таким образом, разведчики, слухачи и переводчики, волей непогоды остававшиеся у меня на борту, вернулись в Севастополь не скоро, и это здорово – мне они очень помогли в развёртывании аппаратуры, когда получил команду перехватить в Мальтийском проливе свежий британский авианосец класса «Invincible» с кораблями охранения.
Когда пришлось его далее сопровождать до Суэцкого канала, приказал нести им полноценную вахту. Без участия специалистов разведки я бы задачу не выполнил – англичане так исхитрялись, что могли обмануть, ребята очень выручили.
Но своим видом очень забавляли и вводили в заблуждение капитанов танкеров.
Когда пополнял запасы продовольствия и топлива, они с издёвкой спрашивали:
— Ты командир военно-морского или «сухопутного» корабля?
Ребят переодеть было не во что, а на палубу они выходили. Парни смирились с судьбой и хорошо вписались в несение вахт, подружились с экипажем.
Всё шло по плану, после прохода Босфора я сообщил старшему группы, майору Журавлеву (он сейчас проживает в Одессе):
— Получена команда зайти в порт Варна, забрать сдаточную команду гражданских специалистов-судоремонтников, — и неосторожно пошутил, — Это займёт несколько дней.
На календаре 24 декабря, Новый год на носу. Бедные солдаты очень расстроились. Дело дошло почти до слёз. Я запоздало понял, что переборщил.
На рейде Варны передали специалистов рейдовым тральщиком. На загрузку ушло 5 часов, и всё улеглось. Таким образом, 27 декабря 1983 года 30-суточная командировка сухопутных «моряков» закончилась, продлившись больше 3-х месяцев. Мне осталось вернуться в Донузлав (Крымская военно-морская база — разнородное оперативно- территориальное объединение Черноморского флота ВМФ СССР, сейчас – ВМФ России) и без выхлопа (грубых проступков) уволить переслуживших Отечеству все положенные сроки, рассчитать 25 дембелей, посадить в поезда ж/д вокзала Симферополя.
Для моего экипажа весьма успешно, без пьяного беспробудства завершилась боевая служба длиною 1 год 6 месяцев. А вот испуг и слёзы в глазах сухопутных «моряков» в Босфоре запомнились надолго. Больше так никого не пугал! Каюсь!
Вот такая история. С уважением, Захаров Владимир Петрович, контр-адмирал.
Родился 24.02.1953 г. в Североморске. Окончил Ленинградское Нахимовского военно-морское училище в 1971 г., затем штурманский факультет ВВМУ им. М.В.Фрунзе 28.06.1976. Командир БЧ-1 (КСВ-5, МТЩ, МПК) 68-й бригады кораблей ОВР ЧФ (Севастополь) 1976–1978. Помощник командира СКР-112 1979–1981, командир СКР-13 1982–1984 17-й бригады противолодочных кораблей Крымской ВМБ ЧФ (Новоозенный). Командир РКА-18 1984–1985, РКА-161 1985–1987, начальник штаба 1987–1990, командир 1990–1995 296-го отдельного дивизиона РКА ЧФ (Черноморское). Окончил командный факультет ВМА (заочно) в 1995 г. Заместитель начальника штаба Крымской ВМБ ЧФ 1995–1996 г.г. После завершения раздела ЧФ (08.1996 г.) назначен в Главное организационно-мобилизационное управление (ГОМУ) Генерального штаба ВС РФ: Старший офицер-оператор, начальник группы, заместитель начальника направления (по два года в каждой должности) 1996–2001. Окончил Высшие академические курсы при Академии Генерального штаба ВС РФ в 1999. Начальник 2-го направления 3-го управления ГОМУ (планирования обеспечения вооружением и военной техникой ВМФ, ВВС, РВСН, КВ и 12 ГУ) 2001–2007. Уволен в запас 25.10.2007. Награждён орденом «За военные заслуги» (2006), медалями. Проживает в г. Москва.
От автора канала. Прошу обратить внимание, какая обширная география и разнообразие сил и средств, используемых ВМФ СССР, включая подводный флот, который скрытно находился в это время рядом, в морской пучине, в небольшом сюжете из прошлого от контр-адмирала В.П. Захарова.
Благодарю за поддержку! Берегите себя и своих близких.
Всегда Ваш. Борис Седых:)
Книги автора на бумажном носителе с автографом можно приобрести, обратившись любым удобным способом к редактору канала по телефону +79214287880 Светлана
Либо заказать "Книгу по требованию" на следующих ресурсах:
Riderо́ OZON AliExpress AMAZON ЛитРес wildberries Читай-город