Трудно найти человека, который не слышал бы песни Виктора Цоя и не пел бы их в компании под гитару. Давайте вспомним музыканта, обратившись к поэтике его текстов. В чем их особенность и как именно сделан тот или иной текст? Сегодня попробуем в этом разобраться.
Автор: Кирилл Сивков, лектор по литературе
Образ лирического героя
Лирический герой Цоя – это молодой человек, который противостоит всему застывшему, стереотипному, омертвелому. Формы противостояния могут быть разные. Где-то это форма открыто высказанной социальной позиции (например, в песне «Дальше действовать будем мы»). А где-то – форма пассивно-активного поведения (например, в песне «Бездельник»).
Модель повествования задается лирическим героем. Если это персонаж, который открыто бунтует, желает высказать свое мнение, то текст строится динамично. Часто в таком тексте присутствует противопоставление, которое создает необходимое напряжение для развития поэтического сюжета.
Можно привести такие примеры: «Вместо тепла – зелень стекла / Вместо огня – дым» («Перемен»), «Я хотел бы остаться с тобой, / Просто остаться с тобой, / Но высокая в небе звезда зовет меня в путь» («Группа крови»), «Металл не принесет плода, / Игра не стоит свеч, а результат – труда, / Но я / Сажаю алюминиевые огурцы» («Алюминиевые огурцы»)
Другой вариант повествования – это предельно упрощенное, нарочито примитивное перечисление всего того, что происходит перед глазами. У слушателя, который верит в прогресс, в социальные свершения, в необходимость подчинения личности задачам общества, такая декламация способна вызвать только отвращение. Но лирический герой заявляет: «Я буду жить так, как мне это нравится»
Хорошим примером является песня «Я иду по улице»: «Я иду по улице в зеленом пиджаке. / Мне нравятся мои ботинки, / а еще красивый галстук у меня. / Я гладил брюки два часа, / в парикмахерской сидел с утра»
Философская лирика
Это отдельная категория в поэзии Цоя. Практически во всех философских текстах музыканта лирический герой одинок. При этом он не противостоит ни обществу, ни миру. Одиночество – это бытийное состояние. Человек в этих песнях сталкивается с равнодушием мироздания, но при этом он никогда не позволяет одержать над собой победу, надломить себя.
Именно эта позиция наиболее ярко проговаривается в «Пачке сигарет». Да, каждого рано или поздно настигнет смерть, то есть поражение, но даже в этой ситуации можно найти утешение. Финальный куплет как раз об этом:
И никто не хотел быть виноватым без вина,
И никто не хотел руками жар загребать,
А без музыки на миру смерть не красна,
А без музыки не хочется пропадать.
В этом четверостишии обращает на себя внимание частота использования Цоем фразеологических оборотов. Они обогащают текст, увеличивая количество ассоциаций, возникающих у слушателя. Этим музыкант пользуется во всей своей философской лирике.
Читательское восприятие
Не стоит забывать, что Цой не рассматривал свои тексты как нечто отдельное от музыки, поэтому они многое теряют, если читать их с листа.
Песенная лирика Виктора Цоя напрямую связана с поэтикой романтизма. В ней присутствуют все ключевые элементы: поэт-бунтарь, двоемирие, острое осознание «одиночества в толпе» и т.д. О различных направлениях в русской поэзии я рассказываю на своем авторском видеокурсе «Русская поэзия: от Ломоносова до Бродского»
А вам нравится творчество Виктора Цоя? Какие его песни у вас самые любимые?