Найти тему

Чем интересна поэзия Виктора Цоя?

Трудно найти человека, который не слышал бы песни Виктора Цоя и не пел бы их в компании под гитару. Давайте вспомним музыканта, обратившись к поэтике его текстов. В чем их особенность и как именно сделан тот или иной текст? Сегодня попробуем в этом разобраться.

Автор: Кирилл Сивков, лектор по литературе

Образ лирического героя

Лирический герой Цоя – это молодой человек, который противостоит всему застывшему, стереотипному, омертвелому. Формы противостояния могут быть разные. Где-то это форма открыто высказанной социальной позиции (например, в песне «Дальше действовать будем мы»). А где-то – форма пассивно-активного поведения (например, в песне «Бездельник»).

Модель повествования задается лирическим героем. Если это персонаж, который открыто бунтует, желает высказать свое мнение, то текст строится динамично. Часто в таком тексте присутствует противопоставление, которое создает необходимое напряжение для развития поэтического сюжета.

-2

Можно привести такие примеры: «Вместо тепла – зелень стекла / Вместо огня – дым» («Перемен»), «Я хотел бы остаться с тобой, / Просто остаться с тобой, / Но высокая в небе звезда зовет меня в путь» («Группа крови»), «Металл не принесет плода, / Игра не стоит свеч, а результат – труда, / Но я / Сажаю алюминиевые огурцы» («Алюминиевые огурцы»)

Другой вариант повествования – это предельно упрощенное, нарочито примитивное перечисление всего того, что происходит перед глазами. У слушателя, который верит в прогресс, в социальные свершения, в необходимость подчинения личности задачам общества, такая декламация способна вызвать только отвращение. Но лирический герой заявляет: «Я буду жить так, как мне это нравится»

Хорошим примером является песня «Я иду по улице»: «Я иду по улице в зеленом пиджаке. / Мне нравятся мои ботинки, / а еще красивый галстук у меня. / Я гладил брюки два часа, / в парикмахерской сидел с утра»

Виктор Цой и Борис Гребенщиков
Виктор Цой и Борис Гребенщиков

Философская лирика

Это отдельная категория в поэзии Цоя. Практически во всех философских текстах музыканта лирический герой одинок. При этом он не противостоит ни обществу, ни миру. Одиночество – это бытийное состояние. Человек в этих песнях сталкивается с равнодушием мироздания, но при этом он никогда не позволяет одержать над собой победу, надломить себя.

Именно эта позиция наиболее ярко проговаривается в «Пачке сигарет». Да, каждого рано или поздно настигнет смерть, то есть поражение, но даже в этой ситуации можно найти утешение. Финальный куплет как раз об этом:

И никто не хотел быть виноватым без вина,
И никто не хотел руками жар загребать,
А без музыки на миру смерть не красна,
А без музыки не хочется пропадать.

В этом четверостишии обращает на себя внимание частота использования Цоем фразеологических оборотов. Они обогащают текст, увеличивая количество ассоциаций, возникающих у слушателя. Этим музыкант пользуется во всей своей философской лирике.

На сцене ленинградского рок-клуба
На сцене ленинградского рок-клуба

Читательское восприятие

Не стоит забывать, что Цой не рассматривал свои тексты как нечто отдельное от музыки, поэтому они многое теряют, если читать их с листа.

Песенная лирика Виктора Цоя напрямую связана с поэтикой романтизма. В ней присутствуют все ключевые элементы: поэт-бунтарь, двоемирие, острое осознание «одиночества в толпе» и т.д. О различных направлениях в русской поэзии я рассказываю на своем авторском видеокурсе «Русская поэзия: от Ломоносова до Бродского»

А вам нравится творчество Виктора Цоя? Какие его песни у вас самые любимые?