Метро, «подземка», сабвэй – один из самых популярных, удобных и недорогих видов общественного транспорта, которым ежедневно пользуется огромное количество людей. Метро не зависит от погодных условий и дорожной ситуации, поэтому путь на работу или учебу, как правило, не занимает много времени (исключения составляют форс-мажорные ситуации), а, как мы знаем, в современном мире пунктуальность играет далеко не последнюю роль.
Метрополитен в крупных мегаполисах – важная транспортная артерия, которая помогает разгрузить город от возможных «пробок» и обеспечивает безопасность пешеходов. К тому же, «подземка» существенно упрощает жизнь путешественникам, которые еще не слишком хорошо знают город: гораздо удобнее спуститься в метро и доехать до нужной станции, чем перебирать в голове все возможные номера автобусов, троллейбусов и трамваев и гадать, на какой станции следует выйти, чтобы уж точно «не промахнуться» мимо цели.
Однако помимо безусловного удобства, метро во многих европейских городах может похвастаться еще и потрясающим оформлением. Вспомним, например, станции метро в Стокгольме. Оказавшись на перроне, в мгновение ока забываешь, что находишься в «подземке», настолько потрясающе и необычно все это выглядит! А, с другой стороны, кто сказал, что станции метрополитена должны быть одинаковыми, стандартными и безликими?
В конце концов, многие люди вынуждены находиться «под землей» большую часть времени, а это, согласитесь, очень непросто, и оригинальное оформление станций, перронов и даже вагонов делает вынужденную поездку чуть более приятной, а, значит, и быстрой.
Знающие люди говорят, что в московском метрополитене можно не просто заблудиться, а потерять веру в то, что оттуда вообще есть выход. Это, конечно же, шутка, однако как мы помним, в каждой шутке есть только доля шутки. Московское метро, действительно, поражает: 12 линий, 197 станций, а схема движения и вовсе напоминает китайскую грамоту! Однако московская «подземка», хоть и впечатляет своими масштабами и динамичностью, отнюдь не является единоличным рекордсменом, а делит лавры вместе с азиатским метрополитеном, и в частности, с корейским.
Сеульское метро относительное молодое, особенно если сравнивать его с европейскими аналогами: например, в Лондоне оно появилось в 1863 году, а в Москве - в 1935. Первые же в Сеуле станции метро открылись лишь в 1974 году, когда власть в стране принадлежала президенту Паку Чон Хи. Многие местные жители называли его «отцом южнокорейской модернизации и экономического чуда», поэтому все лавры за появление в стране метрополитена были справедливо отданы ему.
Начальной точкой на тот момент единственной линии метро являлся Сеульский вокзал. Далее линия вела к станции Чхоннянни, и на всей протяженности пути поезд делал всего 9 остановок. Сегодня же в сеульском метро насчитывается около 12 действующих линий.
Почему «около»? Дело в том, что инчхонскую и пунданскую ветки, которые находятся вне административных границ Сеула, а также электрички, курсирующие по обычной железнодорожной ветке от Ёнсана до Куксу, тоже нередко включают в список принадлежности к сеульскому метро. Поэтому, если учитывать эти нюансы, то действующих линий в «подземке» 12, однако не стоит забывать, что строительство новых линий идет полным ходом, а это значит, что количество станций будет только расти.
Несмотря на свою относительно непродолжительную историю, сеульская «подземка» по размерам и пассажиропотоку сегодня занимает 4 место в мире, уступая лишь метрополитену Токио, Москвы и Нью-Йорка.
Являясь и без того примером отличной технической оснащенности, сеульское метро не останавливается на достигнутом и из года в год совершенствует используемые системы, делая их более быстрыми и удобными. Это касается, например, единой электронной системы T-money, позволяющую оплачивать любые транспортные услуги одной карточкой, защитных экранов, установленных у края платформы и обеспечивающих безопасность пассажиров, а также сидений с подогревом, которые включаются в период зимних заморозков.
Но оснащение по последнему слову науки и техники – далеко не все, на чем сосредоточено внимание администрации сеульского метро. Комфорт и безопасность – это, конечно, хорошо, но ведь нужно еще и о душе подумать! В соответствии с этим принципом на станции метро Хехва, расположенной на четвертой линии, была открыта художественная галерея, а на станции Кёнбоккун, что на третьей линии, сразу два выставочных зала, в которых с завидной регулярностью «выставляются» современные корейские художники.
Посетить эти выставки, кстати, можно абсолютно бесплатно – арендная плата взимается исключительно с организаторов. А вот пересадочную станцию Чхунмуро и вовсе оформили в стилистике популярных корейских телефильмов, исторических сериалов и любимых многими дорам.
На оригинально оформленных станциях сеульского метро, например, на станции Садан, очень часто проходят концерты, детские и молодежные музыкальные фестивали, поэтому возле билетных касс всегда можно найти бесплатную программку с перечнем всех культурных мероприятий, запланированных администрацией на месяц. К тому же, на многочисленных экранах, установленных на станциях, на постоянной основе идут анонсы предстоящих событий, а также клипы и фрагменты выступлений артистов, которые будут принимать участие в том или ином фестивале.
И вот тут я хочу обратить ваше внимание на одну интересную особенность сеульской «подземки». Вспомните, как часто, в вагон московского или питерского метро забегают музыканты, и, вопреки желаниям пассажиров, исполняют свои произведения. Соглашусь, порой такие выступления бывают очень и очень удачными, однако чаще всего – это просто грохот, который, скорее, раздражает, чем дарит положительные эмоции. К тому же, в вагоне метро, как правило, очень шумно, и насладиться даже хорошим исполнением бывает непросто.
В сеульском метро все совершенно иначе, и вот так выступить перед пассажирами без их непосредственного согласия, у уличных музыкантов вряд ли получится. Дело в том, что администрация сеульского метро проводит своеобразный «кастинг» среди народных талантов, пройдя который музыканты получают специальное разрешение, дающее им право выступать на фестивалях и концертах, проходящих на территории метрополитена. Любопытная инициатива, не правда ли?
Я бы с удовольствием посмотрел, как бы наша администрация петербургского метрополитена проводила бы подобные отборы?! Ох и забавное получилось бы зрелище! Но продолжим...
Музыка – это далеко не все, что греет душу обителей сеульского метро. В 2007 году мэрия Сеула запустила творческую программу под названием «Город, где льются стихи», и одной из основных площадок для проведения тематических мероприятий стала именно «подземка». В рамках этого проекта на всех станциях были развешены плакаты с виршами как современных корейских поэтов, так и общепризнанных классиков.
Однако помимо стихов, в сеульском метрополитене очень часто можно встретить плакаты со всевозможными советами, мудрыми высказываниями и напутствиями. А на экранах, установленных над платформами, регулярно «крутят» социальную рекламу, а также небольшие ролики, рассказывающие о традициях Южной Корее. Подобные мини-фильмы сопровождаются надписью «Ждать поезда нескучно».
Это все пища духовная, а что там с настоящей едой? Ну, что ж, корейское метро изменило бы себе, если бы на его территории невозможно было бы хорошенько подкрепиться. В вестибюлях станций расположено множество небольших ресторанчиков, на переходах можно встретит лотки с едой, а на перронах установлены автоматы и киоски, где можно купить самую разнообразную провизию: от простых снеков до полноценного обеда в коробочке.
Еще одной отличительной особенностью сеульского метро является торговля, и в этом плане, корейская «подземка» очень напоминает петербургскую. Здесь по вагонам тоже шастают умелые продавцы «всего на свете». Как правило, в их арсенале очень простой и недорогой товар: зонтики, перчатки, платки и прочее. И хотя, как и в петербургском метро, официально такой вид торговли в сеульской «подземке» запрещен, чапсанинов (мелкие торговцы) это едва ли останавливает.
На какие-то только ухищрения они не идут, чтобы продать товар хотя бы парочке заинтересовавшихся и потерявших бдительность пассажиров! А ведь это, своего рода, тоже талант... правда, разрешение на него администрация метрополитена вряд ли когда-нибудь выдаст.
И в заключении, о негласном отличии линий метро. Нет, не по цвету и даже не по загруженности... Дело в том, что линии сеульской «подземки» отличаются контингентом: причем, очень радикально. Так, например, на первой чаще, чем на других линиях, можно встретить откровенно бедно одетых людей и даже бездомных. Это объясняется тем, первая линия проходит через Сеульский вокзал и следует в спальные районы города.
А вот на третьей линии дела обстоят с точностью до наоборот. Здесь преобладают пассажиры в модных и дорогих костюмах, а также стильная современная молодежь. Третья линия ведет в фешенебельные столичные районы, такие как Апкучжон или Тогок, где располагаются офисы большинства крупных компаний, а также всевозможные увеселительные заведения.
А вот шестую линию можно смело назвать интернациональной, поскольку на ней велика вероятность повстречать иностранцев. Линия проходит через район Итхэвон, где располагается американская военная база.
Буду очень благодарен вашей подписке на канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой Instagram, где публикуются истории из путешествий и эксклюзивных контент со съёмок моих проектов: @snitovskii