Найти тему
Dinaburg.ru

Мост единства.

До 1922 года между Гривой и Даугавпилсом автогужевое сообщение происходило по двум мостам — железнодорожному и гайковскому. В 1922 году деревянный гайковский мост был разрушен ледяными глыбами, движущимися по реке в сторону моря. Остатки моста решено было сжечь. По другой версии мост не был разрушен льдом, а наоборот, сдерживал его не давая продвинуться дальше. Городу грозило затопление и было решено поджечь мост для устранения затора.

После уничтожения моста попасть на другой берег Даугавы стало проблемой. Оставшийся железнодорожный мост находился на некотором удалении от двух населенных пунктов, что приводило к большим финансовым затратам при попытках перебраться на другой берег реки. Это действительно были попытки, так как железнодорожный мост не справлялся с потоком желающих. Потому что пропускали по нему по одному, да и в момент следования поездов дорога к мосту перекрывалась. Таким образом возникали очереди, а в торговые дни даже очень большие.

Пользовались также паромной переправой, но она тоже отнимала время и деньги.

В 1928 году руководители Даугавпилса и Гривы договорились о строительстве моста. В ходе дискуссий рассматривались варианты строительства возле электростанции, на месте уничтоженного моста в Гайке и напротив улицы Лачплеша. Выбрали более узкое место и построили мост там, где он сейчас и находится.

В 1930-м году были начаты работы по возведению опор. Их вкопали в землю на 3,3 метра ниже уровня дна реки. Успели установить только две опоры. Дальнейшее строительство было приостановлено из-за мирового кризиса. Но в 1935 году оно снова было возобновлено, тогда же и была достроена третья опора. Прибывшие немецкие инженеры определили, что работы по наводке моста выгоднее производить со стороны Гривы и завершить их можно за четыре месяца.

Строительство закончилось 23 ноября 1935 года. Это был праздник для жителей обоих городов. На торжественное открытие вывесили государственные флаги. Еще бы! Это был первый стальной мост в Прибалтике длиной 328 и шириной 12 метров, расположившийся на трех каменных опорах.

С каждым днем движение по мосту увеличивалось. Открытие моста внесло разнообразия в жизнь Даугавпилса и Гривы. Жители Гривы стали больше посещать Даугавпилс как в целях торговли, лечения, так и с целью отдохнуть.

Рассматривалось несколько вариантов названия моста: Мост вождя, Мост 15 мая и Мост единения. В итоге выбрали вариант «Мост Единства» и в 1936 году с обеих сторон моста появились позолоченные буквы «Vienibas nams» и бронзовая плита с надписью: «Этот мост построен Департаментом шоссе и земельных дорог в 1935 году, когда президентом государства был Альберт Квиесис, премьер-министром доктор Карлис Улманис, министром сообщения инженер Бернхард Эйнберг, директором Департамента шоссе и земельных дорог инженер Янис Мелналкснис». Плита в 1989 году, когда «провожали» старый мост, была передана в Даугавпилсский краеведческий и художественный музей, где находится и сейчас.

В 1944 году, при отступлении, немецкие войска взорвали мост. Но его быстро восстановили, так как опоры остались не тронутыми, разрушены были только пролеты. И уже в марте 1945 года по мосту открылось движение. Настил моста был деревянным, поэтому к середине 50-х годов он достаточно износился под колесами грузовых автомобилей и автобусов. И уже остро назрел вопрос о ремонте.

На основательный ремонт мост закрыли в конце 50-х годов.

Несколько десятков лет этот мост верой и правдой служил горожанам. По нему добирались в Литву и Белоруссию, ездили на работу, на дачу. Мост старел, изнашивался, и в какой-то момент пришлось ограничить движение по мосту тяжелого транспорта, а в 1985-м году и вовсе было принято решение о его реконструкции.

Решено было оставить старые опоры, а пролеты заменить. В 1986-м году рядом с мостом установили новые временные опоры, куда предполагалось сдвинуть старые металлические пролеты.

1 сентября 1987 года движение по мосту полностью прекратилось. С берега на берег перебирались по понтонному мосту, который был сооружен неподалеку. Начинался он у дамбы под аркой и выходил на Гриву недалеко от места впадения реки Лауцесы в Даугаву. Мост предназначался для пешеходов, легкового транспорта и автобусов, которые перед заездом на мост высаживали пассажиров. В следующем году понтонный мост навели в створе улицы Вальню, там, где она пересекается с улицей Даугавас, напротив гривского аэродрома.

Но старый мост при этом еще не списали со счетов. Его укрепили на новых опорах и дали возможность открыть движение, хотя проектом предполагалось открытие движения по нему только для пешеходов. 14 ноября 1987 года на мост въехали 18 самосвалов, груженых песком. Это было успешное испытание на прочность. После этого по мосту разрешили двигаться машинам весом до 8 тонн.

Новый мост надвигали с левого берега. После того как он достиг правого берега и лег на опоры, начали укладывать железобетонные плиты, которые стали основанием для проезжей части и тротуаров. Всего уложили 324 плиты.

1 июня 1989 года состоялось торжественное прощание со старым мостом. На нем танцевали пары и в последний раз проходили горожане.

Ширина проезжей части нового моста увеличилась на три метра. И незаметно для глаз обывателей увеличилась высота проезжей части почти на один метр по сравнению со старым мостом.

30 мая 1989 года настал долгожданный день. Первые машины и первые пешеходы появились на мосту с раннего утра.

Старый мост ушел на металлолом. Временные опоры взорвали. Это был завершающий аккорд в разборке старого моста.