Найти тему
Жизнь на периферии

О книге "Икс" Дмитрия Быкова

Известно,  что в литературном мире  вопросы об авторстве - гомеровский, шекспировский и шолоховский – до сих пор не решены,  ведутся нескончаемые  споры.  Историк и литературовед Вадим Валерьянович Кожинов в своей книге «Победы и беды России»  по этому поводу прямо заявляет: «Ну допустим, что его и впрямь создал не Шолохов, а кто-то другой. Разве это приводит к каким-либо существенным изменениям? Ведь сам-то «Тихий Дон» налицо — вот же он, в твоих руках, перед твоими глазами, перед твоим разумом и сердцем!» Вот в самую точку. Мне импонирует  такая позиция. Не могу оставить без внимания книгу, которая дает мне право, как читателю, провести параллель с шолоховским романом. Вот она.

из личного архива
из личного архива

Аннотация к книге заинтриговала. Ещё бы. Быков предлагает читателю пройти все круги ада вместе с главным героем Шелестовым (то бишь в реальности  - Шолохов, даже в фамилиях есть некоторые совпадения – буквы ш, л, о, в), автором «Порогов». Каково же быть автором знаменитого романа? И в то же время облечь себя в тень подозрения по поводу авторства? Прочитав несколько страниц, оставила книгу. Запуталась в героях, в главах… Время от времени приходилось наводить справки о творческой деятельности Шолохова, чтобы провести параллели Шолохов - Шелестов. Настоящий роман-расследование! Перечитывала отдельные главы (а они указывают на время  и место событий, допустим, «15 апреля 1927, Москва»), чтобы разложить все события в жизни героев по полочкам. Создавалось ощущение, что решаешь уравнение с одним неизвестным (это Х). Всё дано – герои, события, а вот этот - неизвестный - не даёт тебе покоя. Кто он - этот Икс? Не сразу, а в самом конце (знакомый литературный приём) книги читатель наконец-то находит ответ на вопрос, который задавал ещё в начале романа.

Теперь о сюжете. На имя главного героя Шелестова в газету «Молот» приходит рукопись. Таинственный отправитель просит писателя завершить повесть «Пороги». Мол, «вы сможете лучше других закончить эту повесть». Тут же вспомнилась версия о плагиате: якобы Шолохов «присвоил» неоконченный роман Федора Дмитриевича Крюкова. Эта версия активно поддерживалась А.И. Солженицыным. Но известный шолоховед Ф.Бирюков в статье «Я люблю Россию…» (см. пособие Н.А.Бодровой «Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон» в выпускном классе», Самара, 1997, с. 11) утверждает, что Крюков не мог написать роман, подобный «Тихому Дону», потому что «по стилю художественного мышления он [Крюков] далек от Шолохова, рано умер и не мог быть свидетелем событий, которые описаны в романе или произошли уже после его смерти». Конечно, подлинность шолоховского авторства отстаивалась и другими отечественными (и зарубежными!) филологами, учеными и даже кибернетиками. Однако не буду подробно останавливаться на этом. По мере чтения книги читатель узнает, что Шелестов в прошлом – офицер времен Гражданской, которого «уплемяннил» сельский учитель математики Василий Шелестов. Бездетный Шелестов когда-то потерял горячо любимого племянника Кирилла (тот умер в 17 лет от тифа). Видя, что офицер беспомощен (получил рану - на голове, отсюда и утрата памяти), Василий Шелестов начинает заботиться о нем. И однажды говорит нечаянному постояльцу, что он его дядя. Здесь узнается знакомый шолоховский текст «Судьбы человека», где Андрей Соколов говорит мальчику-беспризорнику Ванюшке – мол, я - твой отец! Вскоре новоиспеченный племянник начинает делать уверенные шаги по литературной части: учится в Ростове, его фельетоны печатают в «Молоте». И радости Василия Шелестова нет конца. Только с тех пор учитель крепко-накрепко решил забыть тот день, когда уничтожил документы на имя Алексея Трубина и закопал рундук с бумагами. Но наступит тот час, когда Василий достанет рундук, прочитает рукописи Алексея Трубина. И тогда уже ничто ему не помешает написать строки, которые заставили Кирилла Шелестова (в прошлом – Алексей Трубин) создать литературный шедевр под названием «Пороги».

Первые два тома писались легко: «руки чесались писать». И над третьим томом Кирилл Шелестов действовал без промедления. А над четвертым - пришлось попотеть! Почему так? Знакомый главного героя Дехтерев, психиатр, объясняет это так: «Творчество не страдает, по-прежнему легко проектировать и фантазировать, но осуществление требует уже значительной решимости». Оказывается, «с годами писатель тратит все больше времени на шлифовку». Интересна глава «15 августа 1929, Москва», в которой рассказывается о напряженной работе Шелестова над одним абзацем романа. Писательская шлифовка налицо! Для точного выражения мысли нужны подходящие слова: Панкрат (узнается в нем Григорий Мелехов) возвращается в родной хутор Ягодный (имение с таким названием упоминается в «Тихом Доне», а вот родной хутор Григория - Татарский).

Дехтерев объявляет Шелестову,  казалось бы, ошеломляющую новость (как он догадался? путем психиатрических методов!) – мол, ты белогвардеец в прошлом, потерявший от ранения память, и в рукописи твоей описана собственная жизнь. Но Шелестов об этом уже знает. Вспомнил. Всё-таки память - удивительное явление. Процесс восстановления происходит так же внезапно, как и процесс потери. А случилось это в Ленинграде. Встретил ту, с которой была списана некогда Анфиса, героиня «Порогов». Это её, Анну, когда-то любил Трубин. А теперь Шелестов.

И вернусь к названию романа. Думаю, Икс – это фигура Шелестова/Трубина. В математике решить уравнение – значит найти численное значение неизвестного x, при котором это уравнение обращается в тождество. Равенство возможно тогда, когда находится то самое незаменимое число. Если оно другое, тогда и данные в уравнении должны измениться (а это события, место, время, герои в окружении главного).

#книги #икс #дмитрий быков #литература #мнения