Джосс Уидон — сценарист и режиссер, автор проектов Мстители, История игрушек, Баффи — истребительница вампиров, Агенты ЩИТ и пр.
Перевели для вас его статью для Aerogramme Writers' Studio, в которой он дает советы начинающим сценаристам о том, как сделать по-настоящему качественный сценарий.
- Закончите свой сценарий в любом случае!
Сценарии надо заканчивать. Это то, что я делаю первым делом, всегда. Если не получается закончить после написания всех частей, придумайте сначала концовку. Сколько людей бросает неплохие сценарии на середине — не счесть! А сколько тех, кто написал две трети, а третью дописывает и переписывает в течение нескольких лет… Завершенное дело — самое сложное. Зато какое чувство свободы оно дает! Пусть завершение будет паршивым и недоработанным, это всегда можно исправить. Главное — ДОДЕЛАЙТЕ.
- Откажитесь от того, что нравится больше всего
Если вы зашли в тупик, найдите в сценарии сцену или кусок, который вам нравится больше всего и… выкиньте его. Это жестоко, но мне это так часто помогало прийти к нужным мыслям! Можно поначалу лишь упражняться так, не удаляя фрагменты насовсем, а можно рискнуть: поверьте, это действительно освобождает голову! И смотрите вы на сценарий после этого по-другому!
- А есть ли вам, что сказать на самом деле?
Честно говоря, с этого надо было начать. Я знаю сотни пустых фильмов с отличными названиями, логлайнами, трейлерами. Идея хороша, но в каком месте и как она была раскрыта? Неясно. Редко можно найти фильм с проработанной идеей, чаще всего они смахивают на “ой, как много красивых декораций”.
- Будьте точны
Пишите в точности так же, как если бы вы записывали свой фильм под диктовку. Уделите больше внимания тем сценам, на которых стоит задержаться и лаконично сверните те, что не важны. Сценарий должен дышать!
- Структура важна
Структура сценария — карта. Без нее вы просто не знаете, куда идти. Вы можете гадать и угадать, ну а можете и промахнуться. Я фанат структур, диаграмм, таблиц и списков. Если у вас есть скелет, и на него в разы легче наращивать все остальное. Подробнее рассказываем про структуру в материале
- Вкладывайте смысл в каждую деталь
Каждая сцена, каждый плохой парень, каждое событие - они все должны нести что-то. Они не должны появляться в кадре просто потому что. Не должно их быть там просто потому, что не хватает кого-то или чего-то смешного/грустного/странного, вот вы раз и впихнули. Если кто-то вам скажет, что подобное нагромождение — это все для того, чтобы главный герой пришел туда, куда надо — закрывайте уши и бегите: наполняя сценарий непонятно чем, вы рискуете сделать не пойми, что. Ну и плюс, вы еще больше утонете в проработке диалогов (ну, или получите много неплохих не связанных между собой разговоров не пойми откуда и зачем взявшихся персонажей).
- Слушайте мнение других и анализируйте
Когда меня нанимают сценарным доктором, скажем так, это ж только потому, что кто-то впал в состояние кризиса и застоя и никак не может из него вылезти. Самое ужасное - дописывать чужие сценарии, в эти моменты ощущаешь себя подлецом. Но руководителям ничего другого делать не остается, если писатель не может сдвинуться с места. Так вот. К чему я это. Слушайте. Слушайте внимательно всех, кто знает о вашем сценарии, идее, слышал о ней - любое мнение принимайте и анализируйте. У меня не раз было так, что самый бесперспективный помощник из команды выдавал лучшую идею, к которой мы, такие крутые, прийти никак не могли.
- Задавайте настроение
У вас есть одна важная цель, о которой сценаристы очень часто забывают: связь со зрителем. Вы должны понимать, что ваше произведение будет вызывать некоторые эмоции. И вы должны точно знать, какие именно и в какой момент. Вы испытывали когда-нибудь чувство стыда за то, что смотрите? Думаю, знакомо это чувство — стыдно за себя, что смотришь, за людей, которые это делали и за тех, кто осмелился еще это показать миру. Так вот я о чем. Люди приходят в кинотеатр, и есть два варианта: они могут заметить фильм, а могут помнить лишь то, как у них затекли задницы, пока они просиживали эти пару часов в зале. В ваших руках их настроение и чувства.
- Слушайте себя и только!
После того, как я дал совет слушать всех и каждого, анализировать и обдумывать даже самые глупые замечания, можно дать еще один совет: шлите всех к черту! Ведь самые стоящие вещи получались всегда, когда люди ломали систему! Если вам удастся совместить два совета — и послушать, и послать к черту — вы гений, у вас точно все получится. А вообще, если просто идти по каким-то намеченным дорожкам и следовать советам — ни к чему это не приведет, кино делать — это вам не печенье печь.
- Не тратьте гонорар
Те первые копейки, что я получил от работы сценаристом, я не спустил просто так. Я их растянул настолько долго, насколько мог. Потому что я не хотел устраиваться на другую работу. На кону было мое творчество, и попадание в зону комфорта лишь расшатало бы мою уверенность в надобности написания сценариев вообще. Я точно знал, что я любил. Об этом я и писал. Самое главное — знать и любить то, о чем пишешь. Если вы не знаете, вы можете быть сколько угодно талантливым, искусным и одаренным писателем, но это будет блуд. Не заблудитесь!
Больше материалов:
Базовый курс сценаристов студии Снегири
Как написать короткометражный фильм?
Материал студии Снегири.
#кино
#режиссер
#сценарист
#писательское мастерство
#киноиндустрия