Найти тему
Жизнь на периферии

О книге "Дом, в котором ..." Мариам Петросян

из личного архива
из личного архива

Отрицательный опыт, отрицательный результат — важная часть всего, что с нами происходит. И чтение не исключение. В своих оценках читатель может и ошибаться, но, как известно, не делает ошибок только тот, кто ничего не делает.

Оценивание книги "от обратного" - это тоже читательский опыт. Мы как бы берем на себя роль соавтора. Актуальность проблем, рассматриваемых в книге, качество языка, стиль, композиция, динамичность сюжета и т.д. Ничто не ускользает от внимательного взгляда. По мнению А. Гениса, читатель «шлифует» свое мастерство всю жизнь.

С некоторыми книгами забываешь и о сне, и о еде, и о друзьях и т.д. и т.п. Словом, живешь в этой книге, в ее мире. И это замечательно! Но! Нет, наверное, такого читателя, который хотя бы раз в жизни не испытывал разочарования после прочтения очередного романа/повести/рассказа. Неприятное послевкусие иногда мешает «возвращению» к книге. Сегодняшнего читателя, искушенного всем и вся, наверное, сложно удивить чем-то… Почему же некоторые книги мысленно откладываем на полку «Книги-разочарования»?

из личного архива
из личного архива

Причин тому немало. Назову некоторые из них:

- «не доросли» (не по возрасту! здесь нужно учитывать психологический момент, возможно, моральный, возможно, читательский опыт слишком мал, чтобы «принять» и понять книгу);

- если книга зарубежного автора, то иногда некачественный перевод тоже может стать причиной неприятного послевкусия;

- затянутое повествование;

- простенький сюжет; невыработанный авторский стиль;

- возможно, автор книги рассматривает табуированные обществом темы.

"Дом, в котором ..." появился у меня в 2015 году (причем все части!). Прочитав восторженные отзывы читателей, сделала заказ книг в "Лабиринте". Помню, читала с остановками. Вопросы сыпались как град. Что это? Почему никак не могу сконцентрироваться на сюжете? А этот эпизод как связан с предыдущим? И так далее ... К сожалению, тогда "Дом..." меня не впустил... Я подумала, что выбрала неподходящее время. Отложила книгу. Прошло еще несколько лет. И снова книга в моих руках. И снова "штурмую". Первая книга "Курильщик" разочаровала (две другие приняла). Почему? Рассказываю.

Возрастной ценз

Вот уже несколько лет на территории РФ действуют возрастные ограничения на книжную продукцию. По поводу закона было много cпоров. И они не умолкают и по сегодняшний день. Хотя путь "возрастной маркировки" многие читатели, наверное, проходят самостоятельно, ориентируясь на свой жизненный и читательский опыт. В случае с "Домом..." не очень-то приятны (подумала о шестиклассниках и семиклассниках, если знак 12+) были встречи с эпизодами, где герои изображены в состоянии алкогольного/наркотического опьянения. А герои книги - детдомовцы, каждый со своим прошлым, настоящим и будущим. Иногда создавалось ощущение, что воспитатели вообще не интересуются жизнью своих подопечных.

Композиция + система образов

Не думаю, что шестиклассник или семиклассник (раз уж 12+) разберется в композиции и системе образов (ох какая разветвленная!). Читаешь и как будто идешь по лабиринту с закрытыми глазами. К роли "ведомого" была не готова. Слишком много нюансов, уводящих читателя в фольклор, мифологию, музыку, зарубежную литературу. Мне кажется, 15-16-летние читатели (но не 13-14!) в этом смысле более подготовлены для восприятия романа. В книге говорится, что ребята в интернате живут "стаями", у каждого - кличка. Признаюсь, сделала распечатку этой последней страницы в книге, чтобы подсматривать в нее во время чтения. Очень отвлекает ... У некоторых героев клички изменились. Не сразу догадалась, что Сфинкс был когда-то Кузнечиком, а Чёрный - Спортсменом.

Та самая последняя страница
Та самая последняя страница

Параллельные миры

Вот пока никак не могу принять фантастику (кроме книг Ариадны Борисовой, «451 градуса по Фаренгейту»). Возможно, это началось после неудачного знакомства с "Войной миров" Герберта Уэллса … И если в повествование вставлены картины параллельного мира, то меня начинает потихоньку одолевать какое-то волнение, беспокойство. Вернусь к книге Петросян. Некоторые детдомовцы могут уходить из Дома и возвращаться. Например, Слепой, вожак 4-ой стаи (можно сказать, глава всего Дома), оказывается в лесу, любуется им. Он любимец леса. И тут же врывается реальность: лес исчезает с появлением Стервятника, вожака 3-ей стаи/Птиц. После ухода вожака Птиц (разговор между ними происходит в какой-то комнате) Слепой устремляется в лесные дебри, в параллельный мир, превращается в волка (?). В общем, необыкновенный герой-оборотень. Второй мир постоянно присутствует в снах героев, упоминается в разговорах, отражается в зеркалах. И входить в него могут только избранные.

#книга #мариам петросян #дом #литература #мнения