Найти в Дзене
Оружие и техника

Российские беспилотники: почему у нас до сих пор нет своего Байрактара

Оглавление

Долгое время у России с собственными беспилотниками не ладилось. О причинах этого говорить сложно: возможно, имел место недостаток финансирования, а, возможно, сказался консерватизм, зачастую присущий военным, которые, порой, нехотя доверяют самым современным технологиям.

Как бы то ни было, получилось так, что до 2009 года на вооружении России не было ни одного БПЛА. Война в Южной Осетии 2008 года наглядно показала, что неплохо бы и обзавестись хотя бы разведывательными беспилотниками.

Сначала их закупали у Израиля, позже в России разработали собственный разведывательный аппарат Орлан-10, поступивший на вооружение. А еще позже начали собирать израильские БПЛА и у нас под названиями "Форпост" и "Застава".

Ударные БПЛА

А вот с беспилотниками, способными нести вооружение у нас туго до сих пор - на вооружении их попросту нет.

Разработки в этой области велись еще в СССР: с 1984 года разрабатывался ударный БПЛА Ту-300, работы над которым позже прекратили. А в начале 2000-х МиГ трудился над "Скатом", но проект тоже прикрыли.

И это при том, что, к примеру, в США ударный MQ-1 успешно эксплуатируется с 2005 года. Та же Турция запустила Байрактары в серийное производство еще в 2014 году. Есть подобные аппараты и у Китая, и у Европейских стран, а у нас нет - отставание налицо.

Правда, тут надо учитывать один момент. Все современные серийные ударные БПЛА - это низкоскоростные винтовые аппараты.

Немного о Байрактаре

Давайте разберемся в проблемах таких БПЛА. Сказанное далее будет актуально для всех аппаратов подобного типа. Но давайте рассмотрим все на примере именно Байрактара: он и довольно современный, и недавние примеры его успешного применения имеются, да и модно сейчас говорить о Байрактарах.

-2

Такие аппараты могут эффективно применяться только в условиях отсутствия у противника мало-мальски современных систем ПВО и РЭБ. При наличии таких систем медленный средневысотный БПЛА сделать ничего не сможет, тем более, что супер-современными стелс-технологиями они не оснащаются.

Да, Байрактар может быть сколь угодно эффективен в Сирии или Карабахе, но попробуй Турция применить его против, к примеру, какого-нибудь Израиля, то эффект окажется нулевым.

Одним словом, все современные ударные БПЛА хороши только для небольших локальных конфликтов, борьбы с повстанческими и партизанскими движениями и т.п. В войне с хоть сколько-нибудь развитом в военном плане противником они окажутся бесполезны.

Единственная действительно крутая черта Байрактара - длительное время полета, до 24 часов. Аппарат может патрулировать воздушное пространство в автономном режиме. Если же на патрулируемой территории появится противник, то БПЛА способен почти мгновенно нанести по нему удар. Но, опять таки, это возможно только тогда, когда у противника нет ничего, чем можно сбивать воздушные цели.

Вернемся к России

Разрабатывать собственный аналог Байрактара в России сегодня смысла не имеет.Если очень захочется, то можно закупить те же Байрактары или наладить их лицензионное производство.

А вот более совершенные БПЛА следующего поколения - совсем другое дело. Сейчас мы плавно переходим к "Охотнику" - реактивному тяжелому БПЛА, чьи возможности близки к возможностям современных истребителей.

С-70 "Охотник"
С-70 "Охотник"

Сейчас в этом направлении движутся все: у Китая есть 601-S, у США XQ-58, есть nEUROn - совместная разработка Италии, Франции Испании, Швеции и Греции. Все это - опытные реактивные ударные беспилотники.

И вот здесь отставать Россия уже не намерена.

С-70 "Охотник" позиционируется как беспилотный бомбардировщик и предназначен для нанесения бомбовых и ракетных ударов по сухопутным и морским целям.

Это малозаметный, скоростной, высотный беспилотник, способный нести, по разным оценкам, от 3 до 8 тонн полезной нагрузки.

По задумке конструкторов "Охотник" может управляться как со стационарного наземного командного пункта, так и работать совместно Су-57. В таком случае дальность действия БПЛА достигает 6000 км.

Самолет-лидер сможет вести до четырех беспилотников, которые, в свою очередь, смогут расширить радиолокационное поле самолета, взять на себя задачи целеуказания или просто наносить удары по противнику совместно с Су-57.

Кроме того, использование роботов позволит самолетам уничтожать цели далеко за пределами их собственных возможностей обнаружения и наведения при помощи ракет большой дальности.

Первый такой совместный полет Су-57 и "Охотника" состоялся еще в 2019 году. Насколько успешным он был нам, конечно, никто не расскажет, но работы в этой области продолжаются и очевидно, что перспективы имеются.

Совместный полет Су-57 и С-70
Совместный полет Су-57 и С-70

Одним словом, период отставания России в области разработки БПЛА подходит к концу. Сейчас, пропустив целое поколение не самых совершенных и эффективных беспилотных летательных аппаратов, мы готовы составить конкуренцию всем мировым лидерам в новом поколении.

Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Спасибо!