На сегодняшний день, сложно переоценить значение правовой грамотности молодежи любой страны. Молодежь – фундамент будущего нашего государства и мира в целом. Каждый молодой гражданин должен знать свои права и свободы. В данной статье мы предпримем попытку исследовать вопросы грамотности молодежи, проблемы грамотности и пути решения.
Правовая грамотность складывается из формирования у молодежи на базе правовой идеологии, правильного понимания существа и задач правовой организации общества, воспитания уважения к закону, внушения им необходимости соблюдения действующих в обществе и охраняемых государством правил поведения. В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты которые учитывают конкретно-исторические условия жизни общества уровень общественного сознания, социальную психологию и другие факторы [6, с.91]. На этом этапе надо привить мысль о том, что общество может существовать только на сознательной дисциплине и предполагает определенное ограничение индивидуальной и коллективной свободы личности.
Наиболее частая интерпретация категории «правовая грамотность» встречающаяся в научной литературе – «правосознание». Правосознание можно понимать, как следующий этап знания права и законов – осознание. Это слово состоит из двух других. Право и сознание. По данным словаря М. Фасмера слово «право» пришло из славянского языка, где звучало, как «правь» и означало «судебное дело, суд» [4, c. 352]. А слово сознание — калька от латинского «conscientia», что означает осведомленность, сознание, совесть» [4, с. 705].
Между тем сам термин «правосознание» меняет свое значение в изложении разных правоведов. Например, Д. Чуйков считал, что «правосознание — это форма общественного сознания, которая содержит отношение индивида к правовой действительности и проявляет себя в форме социально значимых поступков человека [5]. Что верно исходя из самого термина «сознание». Частица «со» традиционно означает «вместе». Следовательно «сознавать» значит знать вместе с кем-то. Из такой трактовки сознание это именно коллективное знание [3, с. 5].
Многие согласны с тем, что возросшая преступность в России 90-х годов обусловлена распадом нравственности, потерей духовных ориентиров, а не только ослаблением закона или дефектами правового образования. Также сюда причисляют и падение правосознания, в общем, и правовой грамотности в частности.
А значит дело не просто в правовой грамотности. Дело в формировании умения зрелой, высокодуховной оценки своих действий и действий других людей, а в целом формировании общества, где каждый будет чувствовать ответственность за свои поступки перед членами своего окружения и перед самим собой.
От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе - правомерным или социально вредным и опасным. В современном обществе нередко наблюдаются различные деформации в правосознании как личности, так и различных социальных групп. Деформация правосознания проявляется в правовом инфантилизме, нигилизме, перерождении [2, с. 16].
Стремительное качественное обновление общества требует формирования единого информационно-правового пространства. Главная цель правовой информатизации России состоит в построении общенациональной правовой информационной системы, охватывающей все регионы, высшие государственные органы власти и управления, правоохранительные органы. И современная Российская молодежь способна максимально эффективно использовать информационно-правовое пространство, в том числе, повышая свою правовою грамотность и правосознание в целом.
Таким образом, правовая грамотность, правовая культура и правосознание - это взаимосвязанные явления, высокий уровень которых являются необходимым условием формирования гражданского общества. Будучи важнейшими элементами гражданского общества, правосознание и правовая культура представляют собой ценностные детерминанты, от которых зависит успех формирования и функционирования демократических институтов, норм и ценностей.
Молодежь как никакая другая социальная группа нуждается в правовом обучении и воспитании.
Правовое обучение - это способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания. Целью же правового обучения, по мнению является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения.
«Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом» [1, с. 287].
Список использованной литературы
1. Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права [Текст] / В.М. Корельский, В.И. Леушин, В.Д. Перевалов, О.А. Пучков, РК. Русинов, А.П. Семитко, Н.Н. Тарасов, А С. Шабуров. - М.: Норма, 2005.-496 с.
2. Кунина А.Н., Рубанцова Т.А. Проблема преодоления правового нигилизма // материалы IV Международной научной конференции "Юридические науки: проблемы и перспективы" Казань, 20-23 мая 2016 - С.16-17.
3. Логутова А. Л. Проблемы правосознания в России Журнал: Юридический факт Изд.: ИП Никитин Игорь Анатольевич (Кемерово). – 2017. - № 7. – С. 5
4. М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Т. III. Перевод с немецкого О.Н. Трубачева, с дополнениями. Под ред. проф. Б.А. Ларина – М., 1986-1987. – С. 832.
5. Чуйков, Д. Понятие правосознания // История государства и права. – 2007.-№-21.
6. Теория государства и права: Учебное пособие/ Под ред. Ф.Б.Мухаметшина. – Уфа: ОНиРИО УЮИ МВД РФ, 2005. – С.91.
https://ufabist.ru/wp-content/uploads/2018/05/sbornik-upravlenie-chel-resursami-2018.pdf (стр.143-146).