«Я не умею придумывать. Придумайте за меня!» - вот что я услышал недавно от одного из своих учеников перед тем, как выпал в осадок. Шаблоны - это то, на что работает современная школа. Очень выгодно заставить ребенка зазубрить. Коллеги мне поясняют, что это в моей информатике оказывается можно нести всякую отсебятину (!), а в их предметах есть такие задания ЕГЭ которые требуют предельной точности формулировок. То есть очень удобно и можно не замечать отсутствие фантазии (читай разностороннего видения или даже понимания) у детей. В этой статье предлагаю осознать и осмыслить масштаб проблемы.
Беда наступает тогда, когда немножечко меняются задания на том самом ЕГЭ: либо тип задания, либо в задании нужен предварительный анализ. Тогда случается ужасных завал в обществознании или иностранном языке и вопли: «Что же вы наделали! Мы к этому не были готовы!». А в олимпиадах по программированию, перед тем, как написать программу, необходимо еще понять и решить задачу математически и алгоритмически. Ключевое слово - «понять».
Наблюдать за этой особенностью детей рожденных в 10-ых годах нашего века я начал давно, но ужаснулся только в этом учебном году на теме «Двоичная система счисления», когда объяснял семиклассникам как из нуля и единицы получить запись двойки, тройки и так далее. Для начала пришлось на примере десятичной системы объяснять принципы образования чисел. Именно объяснять. Заново. На уровне первого класса начальной школы. Мы вспомнили, что есть цифры из которых состоит алфавит десятичной системы, убедились, что пронумеровать десять яблок в корзинке с помощью цифр не получится и за неимением другого алфавита придется собирать новые обозначения из того, что имеется. Получились числа. Для некоторых этот факт стал настоящим открытием, но были такие, которые никак не могли абстрагироваться от зазубренного: число 10 - это не единая цифра, похожая на склеенные вместе единичку и нолик. Это число - костыль, благодаря которому мы имеет возможность считать до бесконечности, обозначать с помощью всего десяти цифр бесконечное количество объектов.
С одним из самых дотошных учеников мы продолжили разговор о числообразовании на перемене и у меня сложилось впечатления, что я общаюсь со слабовидящим человеком, который в кабинете окулиста пытается прочитать третью строчку снизу. Он очень хотел понять. Так, что даже слезы наворачивались на глаза. Но привычка к шаблонному мышлению не давала ему образно представить, что одной единицей могут быть обозначены сразу десять яблок, в зависимости от того где в составе числа эта единица расположена. «Как единица может быть десяткой?!» - вопрошал он, после пятого захода на объяснение и обнадеживающего блеска в глазах. Шаблон снова включался в работу, число становилось цифрой, старт системы «абстрактное мышление» терпел очередную неудачу.
Я начал анализировать истоки деградации абстрактного мышления и сделал вывод, что существует несколько общественных причин и одно огромное упущение. Начнем с него.
В начальной школе, в первом классе, абстрактное мышление уже работает. По умолчанию, у всех. Главное не упустить момент и продолжать его развивать.
Как развивать абстрактное мышление в начальной школе? Проще простого. Рисовать фантастические миры и придумывать к ним фантастические истории. Когда я начал работать учителем мне предложили взять несколько часов изобразительного искусства в с первого по третий класс (приписочка в дипломе о прохождении соответствующего курса во время учебы давала мне такую возможность). Преподавание в начальной школе имеет свои особенности, о чем я быстро понял, когда внезапно сам ощутил смертельную скуку своих уроков. И это еще при том, что рефлексия у младших школьников максимальная: им пока еще интересно все.
- Давайте нарисуем золотую осень, которую вы видели сегодня утром по пути в школу! - сказал я, предвосхищая поток феерий, цитаты из стихотворений известных детских поэтов, восторженные воспоминания о дожде из подбрасываемых листьев, переливающихся всеми цветами радуги...
- Я когда утром шел в школу - спал. - прозвучал в тишине ответ представителя погрустневшего класса.
Надо было быстро, за две секунды, спасать урок и я добавил:
- Но это еще не всё! Осень, похожую на ту, которая у нас за окном, но на далекой планете! Там, в другой звездной системе, в инопланетной школе, за партой, сидит грустный второклассник, которого не радуют падающие с деревьев синие листья, размером с нашу классную доску и теплый осенний йогуртный дождик...
- Как это синие? - вышел из сплина земной второклассник, который спал по дороге в школу.
- С доску??? Это ж какие там деревья? - загалдели просыпаясь остальные.
- В смысле йогуртный!?
- Зато можно завтракать по дороге!
Абстрактно мышление к таком возрасте включается по щелчку пальцев. Сложнее потом выключить. С тех пор всё наше творчество на изо сводилось к работе с разного рода абстракциями. Мы рисовали машины с квадратными колесами, гуманоидов с тремя ногами и одной рукой, жизнь в жерле вулкана. Но не достаточно просто нарисовать различные каляки-маляки, чтобы получить пятерку. Необходимо было придумать короткую историю описывающую происходящее на рисунке, объяснить какие сложности испытывает однорукий инопланетянин и чем выгодно наличие трех ног именно в таком расположении.
В идеале любая задача по программированию должна иметь такую же историю и содержать искусственную мини-проблему, решая которую школьник учится моделировать гипотетические ситуации, тестировать программу на разных данных, представлять себя на месте пользователей своих программ.
Это то, что мы учителя упускаем из виду, будучи нацеленными на исключительно предметные результаты.
Наше общество тоже активно пытается изничтожить у нового поколения умение фантазировать.
- Не выдумывай! Делай как следует! - слышится из-за дверей школьных кабинетов. Можно было бы погоревать над запретом, взять после уроков хорошую фантастическую приключенческую книжку и погрузиться в удивительный мир нарисованный лучшими в мире писателями-фантастами, но... есть Голливуд!
Я не против разного рода новых технологий в современном киноискусстве, но очевидно, что массмедиа не оставляет шансов для развития абстрактного мышления. Всё разжевано и преподнесено в готовом виде остается только проглотить. Нет ни эпизода в современных фильмах недосказанного до конца, чтобы был повод предложить свою версию о дальнейшей судьбе героя, чтобы в конце концов сказать классическое: «Ну вот, как всегда, на самом интересном месте!». А что же обычно следует за этой фразой? Включается фантазия, строятся различные варианты развития событий, ставятся и тут же решаются проблемы.
В воспитательных целях любая история должна внезапно начинаться и внезапно заканчиваться, даруя нам возможность только краем глаза взглянуть на иные миры или кусочек чьей-то жизни. Но современные сериалы выжимают историю до последней капли, а затем растирают в пыль франшизами, приквелами и сиквелами.
Наше общество потребления способно сделать из человека биоробота, по его собственному желанию, лишенного чувств, эмоций, способного решать только простые задачи, оставив сложные искусственному интеллекту. Не приведет ли деградация абстрактного мышления к деградации разума?
Много копий сломано о проблему погружения с головой современных детей в социальные сети, причем в такие, которые позволяют не развиваться творчески, предоставляя конструктор фантазий, готовый набор шаблонных спецэффектов и сценариев, повторяемых от блогера к блогеру. И тем не менее, куда выливаются остатки творческой энергии современного младшего школьника? Разумеется в TikTok. Мощнейший инструмент для развития воображения! Не использование такого инструмента - это равнозначно отсутствию желания найти общий язык с современным школьником.
Дать позволить ученику почувствовать себя чуть-чуть компетентнее учителя. Задать ему несколько глупых вопросов об этом сервисе. А затем поставить проблему: раз ты такой крутой тиктокер, сможешь ли ты уложить целую тему в один короткий ролик? Так родилась концепция тикток-урока. Но об этом я расскажу в следующей статье.
В завершение дам три рекомендации для родителей.
Родителям:
1. Чтение - это не наказание для ребенка, а инструмент развития образного мышления, кино, перенасыщенное спецэффектами с разжеванным сюжетом - это, как ни странно, разрушение. Как привычка есть пересоленное или приторно сладкое. Заведите небольшую библиотечку, для которой каждая книга будет отбираться вместе с ребенком. Покупайте книги редко, пусть каждая книга будет ожидаема, а момент ее приобретения сделайте праздником. Для современного 7-10-летнего школьника бумажная книга - это уже винтаж, анахронизм из прошлого века.
2. Коллекционирование - это возможность изучить целую предметную область и смежные с ним. Поддерживайте и участвуйте. Не важно чего! Есть пример моего бывшего ученика, который в третьем классе начал коллекцию с нескольких вещей принадлежащих бабушке и дедушке в седьмом классе собрал целую экспозицию вещей советской эпохи. Копил и покупал некоторые на известной интернет-барахолке. Как вы думаете, хорошо ли при этом он знал историю? Часть своей коллекции он выставлял в школе и для каждой вещи придумал легенду, которая могла быть с ней связана.
3. Креативность - должен я был упомянуть это модное уже лет двадцать слово :) Но креативность непосредственно связана с развитием абстрактного мышления. Чем более разносторонне развит ваш ребенок, тем больше шансов в будущем у него научиться решать нестандартные задачи. А креативных людей, как показывает практика, у нас очень мало и такие люди - на вес золота. Школа учит мыслить по трафарету, по прежнему, несмотря на все инновации заложенные в образовательный стандарт нового поколения. Если человек умеет выходить за рамки этих шаблонов он в большом количестве профессий будет ценным специалистом. Поощряйте ребенка к решению нестандартных задач, обсуждайте с ним различные ситуации требующие нестандартного подхода. Однажды на каникулярной школе, которая проходила в детском лагере, сразу после урока ТРИЗ (Теория решения нестандартных задач), теннисный шарик упал между не открывающимися оконными рамами. Шарик надо было достать быстро подручными средствами. «Вперед!» - сказал преподаватель по ТРИЗ. «Как это возможно?» - чесали голову дети, только не давно еще бывшие уверенными в том, что для них не существует неразрешимых задач. Руки оказались короткие, швабра даже не могла достаточным образом изогнуться, да и не понятно было каким образом ей подцеплять шарик. Проблема решилась мозговым штурмом минут за пять свернутым в трубочку ватманом с набалдашником из скотча липкой стороной наружу.
Надеюсь я убедил вас, что развитие абстрактного мышления имеет большое значение.
И помните, что даже на шар имеет смысл смотреть с разных сторон. Развивайте фантазию у своих детей, это очень поможет им в учебе и в дальнейшей профессиональной карьере.