Сергей Козлов, генеральный директор компании «Мегаплан», ответил газете «Ведомости» на этот вопрос.
Сергей рассказал, что за время работы руководителем ему пришлось уволить 200 человек. В выборе сотрудников для увольнения он руководствовался теорией Джека Уэлча, бывшего генерального директора General Electric. Джек делил сотрудников на 3 категории: A, B и C.
А – сотрудники, которые горят делом и увлекают других. Им подражают, прислушиваются к их мнению. Таких нельзя отпускать. Их нужно мотивировать бонусами, карьерным и финансовым ростом. А-сотрудников должно быть около 20% в компании.
B – большинство добросовестных сотрудников, которые делают свое дело. Их можно и нужно мотивировать повышением заработка и стабильностью, потому что новые должности их не интересуют. Таких должно быть 70%.
С – люди, которые не дают результат, плохо выполняя свои обязанности, разносят сплетни и слухи, заряжая окружающих негативом. От них надо избавляться. Таких кандидатов, согласно Уэлчу, не должно быть больше 10%.
Сергей рассказал, что для их компании сотрудниками категории С, которых уволили первыми, стали «звёздные маркетологи» и супердорогие менеджеры по продажам, которые требуют много бонусов, но не готовы работать с полной отдачей, склонны отвлекаться на разговоры и личные дела в рабочее время.
«В начале 2010-х мы, получив инвестиции, тратили много денег на продвижение, рекламировались на конференциях, музыкальных фестивалях, в онлайн-медиа и популярных блогах. Мы на каждую рекламную активность нанимали отдельного маркетолога. У нас были поисковые оптимизаторы, специалисты по контекстной и наружной рекламе, менеджеры социальных сетей, менеджеры конференций и выставок, организаторы раздачи листовок с промокодами и т. п. Отдельно мы наняли эксперта, который представлял нашу компанию на конференциях, давал интервью и комментарии журналистам. Были редактор блогов, дизайнер рекламных материалов и аналитик. Руководил всеми этими сотрудниками директор по маркетингу», – рассказывает Сергей, поясняя, что за год, сократив маркетинговый бюджет в 10 раз, компания приобрела большее количество клиентов.
«Сэкономленные деньги пошли на улучшение инфраструктуры, создание новых продуктов и улучшение работы с уже существующими клиентами», – поясняет он «Ведомостям».
Второй этап увольнений в «Мегаплан» затронул сотрудников, которые выбивались из коллектива, не разделяли ценности компании и создавали нестабильный эмоциональный фон своей неопрятностью, безалаберностью, пессимизмом, болтливостью, излишней активностью в соцсетях и мессенджерах.
«General Electric в конце XX в. провела массовые увольнения сотрудников и кратно сократила объемы бюрократии, бумажной волокиты. После этого годовая прибыль компании выросла с $1,5 млрд до $14,1 млрд», – рассказал Сергей Козлов, отметив, что это отличный пример оптимизации ресурсов компании, которому можно и нужно следовать.
Как вы считаете, каких сотрудников нужно увольнять первыми?