Глава 1. Компаньоны (сотрудничество)
Сотрудничество братьев Иссахара и Звулуна
Написано в Торе: «Звулун будет жить у берега моря; станет гаванью для кораблей; а граница его достигнет Цидона. Иссахар – ширококостный осел, лежащий среди оград. Увидел он место отдыха, что оно – хорошо, и приятна эта земля, и подставил он спину свою под груз, и стал верным тружеником» (Берешит, 49:13-15, глава Ваехи).
Объясняет Раши, что у берега моря надел Звулуна, а корабли его привозят товары. Звулун занимается торговлей и дает пропитание колену Иссахара, которое постоянно занимается Торой. И это то, что сказал Моше (Дварим, 33:18): «Радуйся, Звулун, при выходе своем, и Иссахар – в шатрах своих». Звулун выходит в море, и занимается торговлей, а Иссахар занимается Торой в шатрах.
О Звулуне сказано: «Радуйся, Звулун, при выходе своем, и Иссахар – в шатрах своих. Народы на гору созывают они и приносят там жертвы справедливые; потому что питаются они богатством моря и сокровищами, зарытыми в песке». Объясняет Раши, что Звулун и Иссахар договорились о сотрудничестве. Звулун, получивший надел у берега моря, на кораблях выходит для заработка, а заработанным делится с Иссахаром, коленом, которое постоянно занято изучением Торы. Раньше упоминается Звулун, потому что Иссахар учит Тору благодаря Звулуну. «Радуйся, Звулун, при выходе своем» — успешен будет твой выход для заработка, а Иссахар будет иметь успех в изучении Торы. Иссахар устанавливает високосный год, высчитывает наступление новомесячья, о нем сказано: «йодей бина» — «обладающий пониманием», чтобы устанавливать времена для всего народа Израиля. Из потомков Иссахара вышли многие главы Санедринов.
Звулун и Иссахар договорились между собой: Иссахар трудится над Торой, а Звулун выходит и занимается торговлей и поддерживает Иссахара. Как сказано: «вэтомхэя меушар» — «и поддерживающий ее счастлив». Звулун отправляется на кораблях за море, чтобы вести торговлю, привозит товары, и об этом сказано: «Радуйся, Звулун, при выходе своем, и Иссахар в шатрах своих» («Зоар», глава Ваехи).
«Иди и посмотри» — о Звулуне сказано, что будет он радоваться, потому что он является полным компаньоном в Торе Иссахара. Звулун выходит на войну, а Иссахар трудится над Торой. Один делится своей частью в этом, а другой делится своей частью в этом, как сказано: «Народы на гору созывают они и приносят там жертвы справедливые». Потому что благословление на Тору — это благословение на всё («Зоар», глава Беаалотха).
Глава 2. Влияние на Звулуна
Написано в трактате Сота (35а), что Ковчег завета «нес тех, кто его несет». И это намек на тех, кто поддерживает изучающих Тору. Со стороны кажется, что они несут, а на самом деле несут их те, кто изучает Тору («Кли Якар», Шмот, 25:22).
Сказано про Звулуна: «Радуйся, Звулун, при выходе своем, и Иссахар, в шатрах своих» (Дварим, 33:18). Наш праотец Яаков благословил Звулуна тем, что он расположится у берега моря и будет заниматься торговлей, а Иссахар – «ширококостный осел» – будет углубленно изучать Тору.
Один выходит для торговли, для заработка, один сидит в шатрах. Я слышал, что нет цельности в приобретении имущества и денег. Но только если деньги «выходят» (расходуются), и если они правильно «выходят» (тратятся) на хорошее, — тогда будут они и собраны правильно, с прибылью. И это объяснение слов «Радуйся, Звулун при выходе своем». Но Тора – сама цельность, и поэтому сказано «в шатрах своих»… и поэтому для нее не требуется выхода (для поиска цельности). И на это намекает Тора, говоря: «и Иссахар в шатрах своих». И еще: приобретение имущества и денег – это дополнение к человеку, то, что вне его. И поэтому сказано «бе-цеетеха» — «при выходе твоем». Однако приобретение Торы — это то, что связано с самой сущностью человека, как сказано «и стали плотью единой» в шатре его, поэтому сказано про Иссахара «в шатрах».
И еще можно объяснить, что каждый, кто выходит по делам торговли в дорогу, пребывает в состоянии беспокойства, он не радуется, потому что не знает, заработает или нет. Но про Звулуна сказано, что он радуется, когда выходит в дорогу, потому что его сердце уверено, что будет у него успех во всех делах, ведь Иссахар сидит в шатрах и изучает Тору также и ради него. И эта заслуга защищает его из-за того, что Звулун дает пропитание Иссахару («Кли Якар», глава «ве-Зот а-Браха).
Написано в Торе (Дварим 4:4): «А вы, прилепившиеся к Г-споду, Б-гу вашему, живы все сегодня». Но разве возможно прилепиться к Шехине, ведь сказано (Дварим, 4:24), что «Г‑сподь, Б-г – огонь пожирающий»? Тот, кто выдает дочь за еврейского мудреца, и помогает ему в делах, и поддерживает материально, — засчитывается ему, как будто он прилепился к Шехине (Ктубот, 111б).
Глава 3. Успех в делах
Сказал раби Танхума: «Каждый, кто выходит на войну и не уверен в победе (не полагается на Творца), несомненно, получит увечье. Однако колено Звулуна, неважно, имеет уверенность или нет, выходит на войну и побеждает (из-за заслуги поддержки Торы)».
Самая большая заповедь в цдаке – это поддержка бедных еврейских мудрецов, как сказал пророк Йешаяу (32:20): «Счастливы сеющие на всех водах». Посевы – это цдака… а вода – это Тора (Бава Кама, 17а). Это то, что сказано: «Радуйся, Звулун, при выходе своем, и Иссахар в шатрах своих». Это учит нас, что торговцы, которые выходят на заработки, озабочены, и страх в их сердце, ведь в дороге могут быть всякие неприятности и опасности. А радуются они, только когда возвращаются после успешных сделок домой. Однако Звулун радуется уже при выходе, так как Иссахар в шатрах трудится над Торой, и это делается в том числе и ради него. И поэтому, когда выходит Звулун на заработки, он как шлиах мицва — посланник, идущий исполнять заповедь, и уверен он, что Всевышний пошлет ему благословение во всех делах, и никто не сможет причинить ему ущерб («Олалот Эфраим», маамар 525).
Хороший заработок
Написано у порока Малахи: «И сказал Всевышний: проверьте Меня в этом». Это говорится о заповеди цдака, которая важнее многих других заповедей. Об этом прямо сказано у царя Шломо (Мишлей, 10:2): «Цдака спасет от смерти». И объясняют это наши мудрецы в трактате Шаббат (156б): «Даже от самой смерти».
Все живущие на земле заняты добыванием пропитания для себя. Насколько же велика заповедь о цдаке – дать пропитание тому, для кого главное устремление жизни – это Будущий мир, тому, кто постоянно находится в шатрах Яакова, учит и обучает святой Торе. Это человек, который освятил себя жаждой постижения Творца, подобно колену Иссахара и колену Леви. И это говорится о еврейских мудрецах в каждом поколении, которые оставляют все устремления материального мира и посвящают себя святости. Человек, который прикладывает все усилия, чтобы давать цдаку тем, кто трудится над Торой и занят открытиями в Торе, еврейским мудрецам, — не увидит ни в чем недостатка, и все его дела будут успешны.
И даже если постановит правитель, что ему полагается смерть, защитит его заповедь помощи еврейским мудрецам, и будет отменен приговор. И объясняет это автор книги «Шалом ле-Ам» (1:15): «Как могут постигнуть беды человека, который дает пропитание людям святым, которые отделены от материальности и посвящают себя службе Творцу? Как такой человек получит ущерб, ведь он обрабатывает свою землю и свой виноградник и делится плодами своих рук с мудрецами, и этим он охраняет виноградник Творца Всесильного! Как умрет такой человек, который поддерживает жизнь хранящих и передающих Тору! Несомненно, должен быть отменен жесткий приговор. В этом объяснение, почему заповедь цдаки возвышеннее других заповедей».
продолжение следует
Материал издан при поддержке колеля Таарот. Составил и перевел рав Цви Патлас