Лидия Книпович, несмотря на происхождение далекое от пролетариата, была ярой революционеркой, неистово желающей, чтобы пал царский режим. Ее мечта сбылась, но она не успела сполна насладиться ее исполнением, так как относительно рано ушла из жизни.
Память о своей подруге "Чухне" (одна из партийных кличек Лидии Михайловны) увековечила Надежда Крупская, написав о ней небольшой рассказ. А в 1976 году в Северной Столице решили поменять название улицы со Смоляной на Книпович. Название продержалось вплоть до 2021 года, пока улице не вернули прежнее историческое.
Но вернемся к Лидии Михайловне? Кто же она была такая? Про нее знает очень мало людей.
Я писала статью по трем источникам - воспоминания Крупской, повесть Рубанова С. А., Усыскина Г. С. "Под псевдонимом Дяденька" и статья Иванова И.Б. "Как товарищ "Чухна". попала на карту Петербурга". Первые два источника восхваляют революционерку, третий источник демонстрирует ее, как женщину с "самоиспепеляющей ненавистью к России".
Постараюсь быть нейтральной.
Как все начиналось
15 декабря 1856 года Анна Федоровна, жена статского советника Михаила Михайловича Книпович, родила третьего ребенка. У них уже было двое сыновей и, наконец, появилась девочка. Ее назвали Лидия.
Вскоре после рождения дочери семья переехала в Свеаборг. Книповичи поселились на центральном острове архипелага — Комендантском. Детские годы девочки прошли в укрепленной крепости, среди военных и детворы.
Лидия с самого раннего возраста отличалась железным характером и стремлением к справедливости. Немолодая шведская гувернантка никак не могла справиться с ней и отказалась от девочки, говоря, что с ней ее точно удар хватит. Несмотря на несносное поведение, и отказ слушаться взрослых, Лида росла очень смышленой. Она получила прекрасное домашнее образование, а после прошла гимназический курс.
К 18 годам Лидия заставила всерьез беспокоится отца. Она начала часто болеть и не могла избавиться от изматывающего надсадного кашля. Девушку вместе с кухаркой и ключницей решили отправить на поселение Финбю, в целях улучшения самочувствия больной.
На финском хуторе здоровье Лидии наладилось, а заодно она сама закалилась духом, работая вместе с крестьянами на полях. Девушка по-другому взглянула на крестьянский труд.
В конце 1870-х годов Лидия Михайловна стала посещать лекции в Гельсингфорском университете, выбрав философский факультет. Она одна из немногих студентов свободно владела тремя языками: русским, шведским и финским. Там же Лидия Книпович познакомилась с народовольцами и начала приобщаться к революционной деятельности. Лидия очень сдружилась с Николаем Рогачевым (активный деятель "Народной воли") и стала связующим звеном между ним и гельсингфорсским кружком революционеров.
Раньше семейство Книповичей считалось благополучным и не давало повода для подозрений, но после того, как Лидия связалась с Рогачевым, то попала под наблюдение полиции.
В 1880 году мать Лидии умерла и девушка стала хозяйкой дома. Ее любимый отец резко сдал и ей пришлось ухаживать за ним словно за ребенком.
"Добрые" люди нашептывали Михаилу Михайловичу о связи его дочери с Николаем. Возможно, хотели чтобы он как-то повлиял на нее, но ему нравился обходительный, образованный и привлекательный Рогачев.
1 марта 1881 взрывом бомбы, брошенной народовольцами, был отправлен на тот свет император Александр ll. Революционеры ликовали, им казалось, что справедливость свершилась и теперь все изменится, жизнь станет другой. Лидия Михайловна, слушая радостные крики друзей, скептически заметила:
Разве это счастливый конец? Мне кажется, только начало. Самое начало обновления нашей многострадальной России.
Парадокс заключался в том, что будучи пятилетней девочкой, Лидия подносила цветы Александру ll и была невероятно счастлива. Император, расчувствовавшись, ласково погладил девчушку по щеке, а она потом рассказывала об этом подружкам и друзьям. Гордилась. А спустя 18 лет вон как обернулась ситуация...
28 марта 1881 года прокурор требовал казнить осужденных за взрыв. 29 марта был вынесен приговор о смертной казни. Осунувшаяся и несчастная Лидия хотела обязательно видеть, как казнят ее товарищей, и вместе с Рогачевым отправилась смотреть...
После казни ее здоровье ухудшилось. Николай проводил ее из Петербурга в дом к отцу и уехал, на прощание сказав, что вернется, как только она позовет. Это звучало, как признание в любви, но сама Лидия хотела себя посвятить не семейной жизни, а революции.
Чем все завершилось
С 1882 года Лидия Михайловна начала преподавать в школе, а в августе этого же года в жандармское управление пришло письмо, сообщающееся о существовании в Гельсингфорсе тайного преступного общества. И понеслось...
30 сентября Книпович впервые арестовали. Суд состоялся в мае 1883 года и революционерке несказанно повезло. Приговор гласил:
Лидию Книпович отдать на поручение ее родителям на 2 года, с воспрещением ей в течение всего срока всяких отлучек из местожительства без разрешения губернского начальства
Вот только милость Государя ее уже не могла остановить. Лидия была одержима своими понятиями о справедливости, к тому же не могла простить казненных товарищей. После этого, ее еще дважды будут судить за антигосударственную деятельность. Будут даже отправлять в ссылку, но не куда-то в суровые края, а в Астрахань и Полтавскую губернию.
С Надеждой Крупской Лидия Михайловна познакомилась в Смоленской школе за Невской заставой. Крупская там работала с 1891 по 1896 год, так что знакомство произошло в этот промежуток. Лидия Михайловна была старше Крупской на 12 лет и поразила молоденькую учительницу своей правильностью и жаждой справедливости. В своих воспоминаниях Крупская написала:
Лидия Михайловна была уже старой революционеркой, работала раньше с Рогачевым и обладала громадной выдержкой. Глубокий, вдумчивый человек.
Вскоре Книпович стала членом РСДРП и другом семьи Ульяновых. Ленин и Крупская доверяли ей, как члену своей семьи.
В 1913 году Лидия Михайловна заболела базедовой болезнью и уехала в Симферополь. В событиях 1917 года она уже не принимала никого участия.
В Крыму революционерка проживала со своей подругой Анной ( фамилия Вржосек). Они познакомились еще в астраханской ссылке и с тех пор поддерживали связь.
С 1919 года состояние здоровья Лидии Михайловны ухудшалось. За ней ухаживала подруга и рабочие Симферополя, знавшие и уважавшие ее. В то время Крым был под властью белых и она страстно желала, чтобы пришла Красная Армия и освободила город. Но не дожила до сего момента, так как умерла 11 февраля 1920 года.
В последний путь ее пришло проводить много людей. Последним кто говорил речь над гробом был Сергей Яковлевич Аллилуев:
В трудное время мы хороним Лидию Михайловну Книпович. Мало кто знает о ее героической работе в партии. Но пройдет время, и имя Книпович, друга и соратника Ленина, будут знать все. И могила Дяденьки станет священной для пролетариев.
"Дяденька" была еще одна подпольная кличка Лидии Михайловны. Как думаете ошибся или нет Сергей Яковлевич? Вы знали о Лидии Михайловне Книпович?
Благодарю, что дочитали. Если статья была интересна, то буду признательна, пальчику вверх. Подписка здесь