Проложить маршрут — первое, что нужно сделать перед любыми покатушками, выходящими за границы обкатанных локаций. Это поможет быстро добраться до интересных и живописных мест, при этом избежав чрезмерно сложных или слишком опасных участков. Здесь мы рассмотрим самые эффективные варианты планирования и контроля движения по заданному направлению, разберем положительные и отрицательные стороны каждого из них.
Автомобильный спутниковый навигатор
На первый взгляд, это очевидный выбор, в особенности для тех, кто уже имеет в своем распоряжении этот гаджет. Основным преимуществом этого варианта можно назвать то, что он изначально предназначен для построения маршрутов, что позволяет закачивать в память навигатора карты регионов и даже целых стран. Кроме того прибор имеет полный набор инструментов для разработки плана поездки. Сегодня почти все модели навигаторов по умолчанию поддерживают GPS и ГЛОНАСС, а нередко оснащаются ПО от NAVITEL или его аналогов.
Поговорим о минусах. Сразу можно отметить отсутствие качественной защиты от пыли и влаги. На жестком бездорожье без специального чехла навигатор быстро выйдет из строя. Также нужно сказать, что автомобильные гаджеты нуждаются в постоянной подзарядке, а встроенные батареи не обеспечивают длительной бесперебойной работы. Райдеру придется озаботиться поиском дополнительных источников питания. Не всегда бывает просто придумать способ закрепить гаджет на руле, хотя в крайнем случае всегда есть верная изолента и пакет с зип-локом.
Навигация на смартфоне
Самый простой и бюджетный вариант решение вопроса. Смартфоны сейчас есть практически у каждого, а бесплатные приложения с картами и дополнительными функциями есть в свободном доступе. Витрины мотомагазинов предлагают широкий выбор влагозащищенных чехлов-держателей. Крепление предусматривается под руль или под траверсу. Однако и здесь есть подводные камни. Как и в случае с навигатором, возникает вопрос регулярной подзарядки. Постоянно работающий экран в купе с приложением подсаживают батарею с невероятной скоростью.
Также стоит подумать о стабильности связи в той локации, по которой пройдёт ваш маршрут. Качество покрытия зачастую оставляет желать лучшего. Стандартные приложения с картами окажутся бесполезными, как только исчезнет сигнал. Во избежание такого казуса стоит заранее скачать на смартфон программу Osmand, которая позволит ориентироваться по заблаговременно скачанным картам даже при полном отсутствии связи.
Мотонавигатор
Название гаджета говорит само за себя. Речь идёт об адаптированном для мотоциклов аналоге автомобильного девайса. Основное отличие в том, что он рассчитан на эксплуатацию в сложных условиях, имеет защиту вроде IPX, оснащён креплениями и антибликовым покрытием дисплея. Мотонавигаторы поддерживают режим GPS Реже используются системы ГЛОНАСС и Navitel.
Картину портит тот факт, что специализированные мотонавигаторы можно приобрести либо у брендов вроде Garmin по заоблачной цене, либо у ноунейм-производителей из Поднебесной, без какой бы то ни было уверенности в качестве.
Картплоттер
Профессиональный туристический навигационный девайс, приспособленный для работы в экстремальных условиях. Имеет все возможные уровни защиты IPX, надежный ударопрочный корпус, оберегающий содержимое от любых внешних воздействий. В отличие от обычных навигаторов, оснащается мощной аккумуляторной батарей, рассчитанной на длительную автономную работу. У картплоттеров большие, яркие и информативные экраны. Прочное защитное стекло спасает прибор от шальных камней, прилетевших из-под колёс и от других неприятностей.
Неудивительно, что при таком количестве достоинств, картплоттер не может стоить дешево. Как всегда, на выручку спешат наши китайские друзья, предлагая широкий выбор доступных аналогов. Но мы понимаем, что в этом случае покупка превращается в лотерею относительно качества.
Бумажная карта
Этот дедовский метод скорей всего вызовет снисходительные улыбки на лицах молодых и продвинутых райдеров, однако матерые мото путешественники и участники Дакара всегда берут аналоговые карты с собой. И мы не станем пренебрегать этим надежным и безотказным методом. Тем более, что в этом нет ничего сложного. Достаточно найти в интернете карту интересующей нас местности, распечатать её и от руки проложить маршрут. После этого карта ламинируется скотчем, и мы получаем та же самую навигацию, не зависящую от зоны покрытия сотовой связи, спутников и заряда батареи. И безусловно этот вариант является самым доступным, а проще говоря, практически бесплатным.
К условным минусам можно отнести только то, что для пользования бумажной картой ее нужно уметь читать. С другой стороны в этом нет ничего сложного, этот навык можно легко получить, полистав учебник по географии за 6-й класс. Экстремальные путешествия - занятие не для двоечников.