Найти в Дзене
Покупка №6

Как бизнес реагирует на движение потребителей?

Бизнес и его реакция на движение потребителей с одновременным и непосредственным усилением государственного регулирования не всегда является однозначной. С одной стороны, социальная ответственность предприятий возросла, но, с другой стороны, эта ответственность реализовывалась не всегда должным образом. Американские компании повысили внимание к экологическим аспектам бизнеса, но это внимание не всегда оказывалось адекватным интересам потребителей. Позитивной реакцией, например, является соглашение в 1993г. трех американских компаний работать в контакте с Белым домом для производства надежной и удачной по цене автомашины, в три раза более эффективно ис­пользующей энергию, чем существующие модели. Компания Levi Strauss&Co занялась продвижением переработки джинсов. Следуя примеру McDonald's, шесть крупнейших пользователей бумаги, в том числе Time Warner и Johnson & Johnson, согласились в 1993 г. помочь Фонду Защиты Окружающей Среды создать рынок для переработанной бумаги, используя втор

Бизнес и его реакция на движение потребителей с одновременным и непосредственным усилением государственного регулирования не всегда является однозначной. С одной стороны, социальная ответственность предприятий возросла, но, с другой стороны, эта ответственность реализовывалась не всегда должным образом.

Американские компании повысили внимание к экологическим аспектам бизнеса, но это внимание не всегда оказывалось адекватным интересам потребителей. Позитивной реакцией, например, является соглашение в 1993г. трех американских компаний работать в контакте с Белым домом для производства надежной и удачной по цене автомашины, в три раза более эффективно ис­пользующей энергию, чем существующие модели. Компания Levi Strauss&Co занялась продвижением переработки джинсов. Следуя примеру McDonald's, шесть крупнейших пользователей бумаги, в том числе Time Warner и Johnson & Johnson, согласились в 1993 г. помочь Фонду Защиты Окружающей Среды создать рынок для переработанной бумаги, используя вторичную древесную массу. А Pepsi-Cola ввела на рынок двухлитровые бу­тылки, сделанные на 25% из переработанных материалов. В России в переходной экономике эко­логическим и социальным проблемам фактически не уделялось внимание.

Япония - самый крупный в мире производитель солнечной электроэнергии и самих гелиосистем. Солнцепринимающие панели устанавливаются на крышах небольших домов и сте­нах многоэтажных зданий. В 2002 г. британские сотовые операторы (в том числе Vodafone) и крупные компании — продавцы сотовых телефонов в розницу (Dixons, Currys, PC World, The Link) объявили о начале программы утилизации ста­рых телефонов Fonebak. Программа предполагала прием от населения ста­рых и сломанных телефонов, аккумуляторов и аксессуаров. После тести­рования годные аппараты планировалось продавать в странах третьего мира, а все остальное — перерабатывать, извлекая из трубок ценные ме­таллы и вредные вещества.

-2

Экологичность — неотъемлемое качество модели американского автогиганта Ford-Focus, названного лучшим европейским автомобилем 1999 г. Экологическая чистота автомобиля соответствует требованиям XXI в.: после окончания срока эксплуатации автомобиль может быть перерабо­тан на 85%, а количество вредных веществ в выхлопных газах Focus на 95% ниже, чем у автомобилей такого класса, выпускавшихся 15 лет назад. Не дожидаясь громких скандалов и дорогостоящих судебных разби­рательств, крупные компании отзывают продукты потенциального риска для жизни, здоровья и нормальной работы потребителей, — автомобили, компьютерные процессоры, сотовые телефоны, детские игрушки, фарм­препараты. Так, например, в конце 2004 г. американская фармацевтическая компания Merc объявила о добровольном изъятии из продажи своего ле­карства от артрита Vioxx, продажи которого в 80 странах мира составили в 2003 г. 2,5 млрд долл. Исследования показали, что Vioxx при более чем полуторагодовом применении значительно увеличивает риск сердечных приступов.

-3

Вопросы охраны окружающей среды в развитых странах звучат для бизнеса все более актуально. Не удивительно, что реакцией маркетеров на экологические проблемы явился выпуск целого потока новых продуктов, заявленных как экологически дружественные. В 1991 г. в США 13,4% всех введенных потребительских продуктов были позиционированы как «зеле­ные». Однако ряд таких утверждений носил сомнительную достоверность. Сомнительные заявления относились преимущественно к двум сферам — биоразложение и переработка. Биоразложение — это экологическая про­блема, потому что продукты, не подверженные распаду, остаются загряз­нителями на годы. Пластик — наибольшая проблема для утилизации. В результате компании-производители стали добавлять в материал пласти­ковых пакетов химикаты и рекламировать их как самораспадающиеся.

Реакцией бизнеса на усиление защиты потребительских прав явилось саморегулирование в этой сфере, позволяющее снизить риск общества от негативной практики производителей и продавцов и при этом избежать жесткого государственного контроля бизнеса. Реагируя на активизацию консюмеризма, компании, общественные, профессиональные и отраслевые объединения расширили работу по формированию и пропаганде этических норм и кодекса поведения на рынке. Корпорации стали четче определять и декларировать свою социальную ответственность корпоративных граждан, развернули филантропическую деятельность по поддержке музеев, университетов, библиотек, театров. Для гарантии потребительских прав компании создали новые сред­ства, облегчающие потребителям доступ к информации и обращение с претензиями. Это и бесплатные телефонные службы в США, это www- страницы Интернет с готовыми ответами на часто задаваемые вопросы (FAQ), это и представители по работе с клиентами. Многие компании ищут возможности улучшения коммуникаций с потребителями с помощью создания специальных служб работы с потребителями (Customer Affairs Offices). Глобальная компания Unilever, ведущая операции в более чем 90 странах, выделяет в своей системе управления функцию Brand&Consumer Management, по которой ведет кон­курсный набор персонала, так же как и по другим функциям корпоратив­ного управления.

-4