В роли "подопытных" выступают актёры и их цифровые копии.
Стандартизированный пациент
Доктор медицинских наук Сергей Булатов заведует самым молодым структурным подразделением Казанского государственного медицинского университета - кафедрой симуляционных методов обучения, которую открыли в 2002 году. Здесь студенты отрабатывают профессиональные навыки с помощью различных тренажёров, компьютерных программ и симуляторов.
“Если говорить обывательским языком, прежде, чем сделать инъекцию реальному человеку, они сто раз сделают её в резиновую ягодицу. Задача - максимально снизить риск для пациента”, - Сергей Булатов, заведующий кафедрой симуляционных методов обучения Казанского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук
Но медицинские манекены - это отнюдь не передний край в деле подготовки врачей. Сейчас во всём мире применяется методика, известная под названием "стандартизированный пациент", когда роль больного исполняет профессиональный актёр. В казанском “меде” пошли ещё дальше: Булатов и его коллеги создали “виртуального пациента”, переведя наработки западных специалистов в “цифру” и объединив их с продвинутым электронным документооборотом.
В профессиональном сообществе ноу-хау оценили по достоинству: сотрудников кафедры пригласили на симпозиум в Японию, а их статью опубликовали в авторитетном журнале, входящем в базу данных Scopus. Сейчас инноваторы из КГМУ работают в тесном тандеме с лабораторией робототехники Казанского государственного университета, чтобы довести свою программу до уровня полноценного продукта. Ведь спрос на подобные решения растёт как на дрожжах.
“За последний год в связи с пандемией были пересмотрены стандарты оказания медицинской помощи. Если раньше мы говорили о телемедицине, как о некой экзотике, то сейчас это норма для любой поликлиники. А для того, чтобы в поликлинику пришел соответствующий специалист, его надо этому научить”, - Сергей Булатов, заведующий кафедрой симуляционных методов обучения Казанского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук
Профессиональные симулянты
“Профессиональные симулянты” - так Булатов называет актёрскую труппу, изображающую пациентов. Каждый из её участников проходит серьёзную подготовку, которая длится несколько месяцев. По сценарию больные могут быть даже буйными: в прошлом году в КГМУ запустили новую программу, в рамках которой студенты учатся взаимодействовать с пациентами “на эмоциях”, которые чем-то сильно раздражены или просто не говорят по-русски.
Сейчас в портфолио учебного центра около 30 различных кейсов. Кстати, аналогичные подразделения есть почти в каждом медицинском вузе России, но ни в одном из них обязательная учебная программа не длится так долго - с первого по шестой курс.
Необходимость создания учебного центра назрела, когда возникли сложности с “демонстрацией” студентам реальных пациентов. Раньше для будущих врачей устраивали обходы по больничным палатам, но развитие страховой медицины и повышение профессиональных стандартов исключили возможность взаимодействия с больными людей в белых халатах, не имеющих диплома специалиста.
Решение проблемы подсмотрели у коллег в Европе и США, куда группа профессоров съездила для обмена опытом. Оказалось, что там студенты сначала тренируются буквально друг на друге, и эта идея нашла своё развитие в российских реалиях: 70% времени учащиеся отрабатывают практические навыки на различных тренажёрах, 20% - на актёрах и ещё 10% - на настоящем медицинском оборудовании.
Трансмиссивная методика
Трансмиссивная методика обучения, как её называют в КГМУ, строится на нескольких важных принципах. Во-первых, студент должен почувствовать себя реальным специалистом. Ему поставлена задача вылечить пациента. Роль пациента исполняет актёр. Студент проводит его полное обследование.
Второй этап - завести электронную медицинскую карту пациента. Эта форма работы в России была законодательно закреплена лишь в прошлом году.
Третье - подтвердить поставленный пациенту диагноз, и на этом этапе начинается так называемая “электронная игра”. Компьютер предлагает студенту выбрать анализы, которые он хотел бы заказать - мазок, УЗИ, анализ крови и мочи, рентгенограмму, кардиограмму и так далее.
На четвёртом этапе студент, обследовав условного пациента, поставив ему диагноз и назначив лечение, встречается с ним через сутки. Пациент, роль которого играет компьютер, рассказывает об изменениях, которые с ним произошли.
“Допустим, после приёма назначенных препаратов у него появилась сыпь. Студент должен подумать, какие изменения внести в комплекс лечения, какие препараты переназначить, доназначить, отменить. И делается это всё дистанционно: мы имитируем диалог врача и пациента с использованием мобильной связи”- Сергей Булатов, заведующий кафедрой симуляционных методов обучения Казанского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук
Для дальнейшего развития центра необходимы программисты, а для их найма - целевое финансирование. Авторы проекта подали заявку на грант, но пока работают на чистом энтузиазме. Задача-максимум - сделать коммерчески успешный продукт, который сам будет приносить прибыль.
Параллельно идёт работа над новым проектом в сфере медицинской робототехники - созданием “независимой объективной диагностической единицы”, которая сможет всего за один сеанс сделать термографию всего организма и даже МРТ. При этом конкурс на поступление в медицинский университет остаётся на стабильно высоком уровне, а это значит, что цифровизация не только не отменяет потребность в живых специалистах, но и подогревает интерес к одной из наиболее актуальных профессий сегодняшнего и завтрашнего дня.