Найти тему
Kazan Digital Week

Профессиональные симулянты: Как в Казани запустили уникальный проект по обучению будущих врачей

Оглавление

В роли "подопытных" выступают актёры и их цифровые копии.

Фото: Wikimedia Commons / Tim Cooper
Фото: Wikimedia Commons / Tim Cooper

Стандартизированный пациент

Доктор медицинских наук Сергей Булатов заведует самым молодым структурным подразделением Казанского государственного медицинского университета - кафедрой симуляционных методов обучения, которую открыли в 2002 году. Здесь студенты отрабатывают профессиональные навыки с помощью различных тренажёров, компьютерных программ и симуляторов.

“Если говорить обывательским языком, прежде, чем сделать инъекцию реальному человеку, они сто раз сделают её в резиновую ягодицу. Задача - максимально снизить риск для пациента”, - Сергей Булатов, заведующий кафедрой симуляционных методов обучения Казанского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук
Медицинский манекен младенца. Фото: Unsplash / Marissa Daeger
Медицинский манекен младенца. Фото: Unsplash / Marissa Daeger

Но медицинские манекены - это отнюдь не передний край в деле подготовки врачей. Сейчас во всём мире применяется методика, известная под названием "стандартизированный пациент", когда роль больного исполняет профессиональный актёр. В казанском “меде” пошли ещё дальше: Булатов и его коллеги создали “виртуального пациента”, переведя наработки западных специалистов в “цифру” и объединив их с продвинутым электронным документооборотом.

-3

В профессиональном сообществе ноу-хау оценили по достоинству: сотрудников кафедры пригласили на симпозиум в Японию, а их статью опубликовали в авторитетном журнале, входящем в базу данных Scopus. Сейчас инноваторы из КГМУ работают в тесном тандеме с лабораторией робототехники Казанского государственного университета, чтобы довести свою программу до уровня полноценного продукта. Ведь спрос на подобные решения растёт как на дрожжах.

“За последний год в связи с пандемией были пересмотрены стандарты оказания медицинской помощи. Если раньше мы говорили о телемедицине, как о некой экзотике, то сейчас это норма для любой поликлиники. А для того, чтобы в поликлинику пришел соответствующий специалист, его надо этому научить”, - Сергей Булатов, заведующий кафедрой симуляционных методов обучения Казанского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук

Профессиональные симулянты

“Профессиональные симулянты” - так Булатов называет актёрскую труппу, изображающую пациентов. Каждый из её участников проходит серьёзную подготовку, которая длится несколько месяцев. По сценарию больные могут быть даже буйными: в прошлом году в КГМУ запустили новую программу, в рамках которой студенты учатся взаимодействовать с пациентами “на эмоциях”, которые чем-то сильно раздражены или просто не говорят по-русски.

К каждому пациенту - свой подход. Кадр из сериала "Клиника" / "Кинопоиск"
К каждому пациенту - свой подход. Кадр из сериала "Клиника" / "Кинопоиск"

Сейчас в портфолио учебного центра около 30 различных кейсов. Кстати, аналогичные подразделения есть почти в каждом медицинском вузе России, но ни в одном из них обязательная учебная программа не длится так долго - с первого по шестой курс.

Необходимость создания учебного центра назрела, когда возникли сложности с “демонстрацией” студентам реальных пациентов. Раньше для будущих врачей устраивали обходы по больничным палатам, но развитие страховой медицины и повышение профессиональных стандартов исключили возможность взаимодействия с больными людей в белых халатах, не имеющих диплома специалиста.

Как чувствовал себя пациент, к которому пришли студенты медицинского вуза. Фото: Unsplash / National Cancer Institute
Как чувствовал себя пациент, к которому пришли студенты медицинского вуза. Фото: Unsplash / National Cancer Institute

Решение проблемы подсмотрели у коллег в Европе и США, куда группа профессоров съездила для обмена опытом. Оказалось, что там студенты сначала тренируются буквально друг на друге, и эта идея нашла своё развитие в российских реалиях: 70% времени учащиеся отрабатывают практические навыки на различных тренажёрах, 20% - на актёрах и ещё 10% - на настоящем медицинском оборудовании.

С чем приходится иметь дело современным врачам: линейный ускоритель (LINAC) для проведения стереотаксической радиохирургии. Фото: Unsplash / National Cancer Institute
С чем приходится иметь дело современным врачам: линейный ускоритель (LINAC) для проведения стереотаксической радиохирургии. Фото: Unsplash / National Cancer Institute

Трансмиссивная методика

Трансмиссивная методика обучения, как её называют в КГМУ, строится на нескольких важных принципах. Во-первых, студент должен почувствовать себя реальным специалистом. Ему поставлена задача вылечить пациента. Роль пациента исполняет актёр. Студент проводит его полное обследование.

Изучение медицинских анализов. Фото: Unsplash / Lucas Vasques
Изучение медицинских анализов. Фото: Unsplash / Lucas Vasques

Второй этап - завести электронную медицинскую карту пациента. Эта форма работы в России была законодательно закреплена лишь в прошлом году.

Третье - подтвердить поставленный пациенту диагноз, и на этом этапе начинается так называемая “электронная игра”. Компьютер предлагает студенту выбрать анализы, которые он хотел бы заказать - мазок, УЗИ, анализ крови и мочи, рентгенограмму, кардиограмму и так далее.

На четвёртом этапе студент, обследовав условного пациента, поставив ему диагноз и назначив лечение, встречается с ним через сутки. Пациент, роль которого играет компьютер, рассказывает об изменениях, которые с ним произошли.

“Допустим, после приёма назначенных препаратов у него появилась сыпь. Студент должен подумать, какие изменения внести в комплекс лечения, какие препараты переназначить, доназначить, отменить. И делается это всё дистанционно: мы имитируем диалог врача и пациента с использованием мобильной связи”- Сергей Булатов, заведующий кафедрой симуляционных методов обучения Казанского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук
Главный корпус КГМУ. Фото: Wikimedia Commons / Anisantha
Главный корпус КГМУ. Фото: Wikimedia Commons / Anisantha

Для дальнейшего развития центра необходимы программисты, а для их найма - целевое финансирование. Авторы проекта подали заявку на грант, но пока работают на чистом энтузиазме. Задача-максимум - сделать коммерчески успешный продукт, который сам будет приносить прибыль.

Параллельно идёт работа над новым проектом в сфере медицинской робототехники - созданием “независимой объективной диагностической единицы”, которая сможет всего за один сеанс сделать термографию всего организма и даже МРТ. При этом конкурс на поступление в медицинский университет остаётся на стабильно высоком уровне, а это значит, что цифровизация не только не отменяет потребность в живых специалистах, но и подогревает интерес к одной из наиболее актуальных профессий сегодняшнего и завтрашнего дня.