Входная дверь распахивается разве что не с ноги. Внутрь, занося по инерции волну вечернего снегопада, врывается громкая женщина в красном пуховике. Она расстегивает его на ходу.
-Где здесь выставка? Я опоздала? Проводите меня сейчас же!
Охранник и девушка на welcome беспомощно переглядываются. Никому из них не приходит в голову спросить у гостьи фамилию и сверить её со списком гостей.
Я, оказавшись внизу случайно, с интересом наблюдаю. Готова поспорить, это халявщица. Самого трудного и сложноузнаваемого типа - "мне все должны". Такого халявщика легко спутать с лучшим другом художника, на чей вернисаж он по официальной версии пришел. Они всегда экстравагантно одеты, уверены в себе, могут, не смущаясь, взять микрофон, и им всегда есть что сказать.
Но интуиция подсказывает, что это именно халявшица.
Одно время я работала в музее на встрече гостей. По неопытности я прозевала много халявщиков. Хотя, если честно, самых милых пускала сознательно (делала вид, будто верю, что пригласительный у мифический Инессы Петровны, которая придёт чуть позже). Как правило, тихих.
Тихие, в отличие от шумных, никогда не опаздывают к открытию - их цель фуршет, а здесь, как говорила моя бабушка зевать не стоит: "Маша!" - восклицала она, когда я робко с пустой тарелкой жалась в сторонке в надежде, что толпа возле фуршетного стола поредеет". - "Ты думаешь они отойдут? Они не отойдут! Вперёд!"
Тихие халявщики одеты скромно, чтобы не выделяться из толпы. Обычно у них под рукой не оказывается пригласительного. Они долго ищут его в сумочке, нервничают, начинают кому-то звонить, зорко следят за девушками "списками" - авось отвернутся. А когда, ты все-таки отвернешься на секунду, незаметно просочатся мимо и растворятся в толпе гостей.
Мне их жалко. Это же какой труд, выискивать анонсы открытий, профессионально выбирать те, на которых будут кормить, и в надежде обмануть меня, плестись в ночи, в любую погоду "на работу".
Я как представлю, что они готовились, воротнички и платьица отглаживали, сердце сжимается и хочется самой им что-нибудь вкусненького урвать.
Но моя жалость сошла на нет, когда парочка халявщиков, производивших самое благоприятное впечатления, умыкнула с открытия несколько дорогущих каталогов.
С тех пор я зверь. Но безошибочно у меня получается "ловить" только тихих халявщиков. Громких останавливать опасаюсь. Особенно с тех пор, как я, мало того, что не узнала в бородатом домовичке, закутанным в телогрейку, модного художника, да ещё приняла его за бродягу.
Но вообще я от души понимаю халявщиков. Мне иногда кажется, что мы не совершаем те или иные поступки не потому, что защищены твердыми моральным принципами, а просто стыдимся быть пойманными.
А как вы относитесь к "халяве"?