Советский и российский кинорежиссер, сценарист и кинопродюсер Сергей Соловьев скончался в Москве 13 декабря в возрасте 77 лет.
Соловьев родился 25 августа 1944 года в Карелии. Окончил режиссерский факультет ВГИКа, позднее стал преподавать на этом факультете. Дебютировал в качестве кинорежиссера на студии «Мосфильм», где и работал с 1969 по 2019 год. Являлся создателем фильмов «Сто дней после детства», «Спасатель», «Наследница по прямой», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Анна Каренина», «Сто дней после детства». Трилогия «Асса», снятая кинорежиссером, стала символом для рок-движения в период перестройки в Советском Союзе. На счету режиссера – около 30 фильмов.
В начале 2019 года под руководством Соловьева заработал Театр-студия САС. Кинорежиссер являлся лауреатом Государственной премии СССР. В 1981 и 1987 годах вошел в состав жюри Венецианского кинофестиваля. В 2002 году Соловьев выступил за создание международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске и являлся его бессменным президентом. В 1993 году кинорежиссер получил звание народного артиста России. Безусловно, это один из самых ярких кинорежиссеров поздней советской и ранней постсоветской эпохи.
На переломе между этими эпохами и появилась «Асса» — и, судя по всему, именно ею Соловьев в первую очередь останется в истории отечественной культуры. Хотя оценить феномен этого взрывного фильма нельзя без учета того, что Соловьев сделал до и после.
Выходец из военной среды, он с детства впитал в себя социалистическую реальность со всеми ее прелестями (семья будущего режиссера после войны успела даже пожить в Пхеньяне). В 14 лет Сергей вышел на сцену ленинградского БДТ в спектакле Игоря Владимирова. С отличием окончил ВГИК, пришел на «Мосфильм», как положено отличнику, стал снимать классику – Чехова, Пушкина, Горького. Впрочем, оригинальность его личности и таланта успела проявиться и в этих ученических фильмах – «Егоре Булычеве и других», «Станционном смотрителе».
Потом Соловьев делает шаг к современности. Он воспроизводит ощущение тотальной стагнации через острую ностальгию, понимаемую как по Лермонтову или Пушкину, так, возможно, и по не столь уж далеким Тарковскому и Висконти. Этими ощущениями, переполнявшими в те годы оппозиционную советскую интеллигенцию, насыщены фильмы его трилогии – «Сто дней после детства», «Спасатель», «Наследница по прямой». В них появляется иконографическое «лицо эпохи» — юная, трепетная Татьяна Друбич, лирическая героиня, муза и альтер-эго Соловьева. Как интуитивный художник он делает резкое движение в другую сторону еще в 1986 году – на заре перестройки.
Снятый в Казахстане фильм «Чужая Белая и Рябой» не скрывает влияний, которые оказали на Соловьева работы Германа и Александра Сокурова. В те годы он вел во ВГИКе занятия с учениками легендарной казахской мастерской, в результате оставив мастера этого славного курса в истории кинематографа еще и отцом казахской «новой волны».
Год спустя появляется «Асса». В ней художественный метод режиссера мутирует еще более явно, в одном сюжете соединяются взаимоисключающие актеры и личности. Однако тогда, в лихорадочной атмосфере перестройки, это казалось вполне естественным. «Асса» стала настоящим коммерческим хитом, премьера фильма сопровождалась рок-концертами, скандалами и прежде всего волнующими ожиданиями перемен.
Соловьев, будучи уже взрослым человеком, проявил фантастическую чувствительность к молодежной контркультуре, которая впервые была им легализована и манифестирована в кинематографе.
Уход Сергея Соловьева подводит черту под судьбой второй «новой волны» отечественного кино, которая всколыхнулась в конце 1960-х – начале 1970-х годов. Соловьев был единственным и последним из этого одаренного поколения, кто умел понимать молодых и никогда не старел душой. Он остался кумиров для огромного количества людей – пожилых, зрелых и совсем юных. Его творчество – это прекрасный дом, где каждый может найти для себя комнату по душе.
Подробнее: https://mosgupritual.ru/news/umer-kinorezhisser-sergey-solovev/