Как вы думаете, почему сценаристы в среднем живут дольше, чем прозаики и поэты? Сузо Чеки Дамико, Тонино Гуэрра, Элвин Сарджент, Евгений Габрилович, Леонид Зорин – все эти ребята прожили больше 90 лет и что самое главное, в свои девяносто они вовсю писали, да так, что молодым было за ними не угнаться.
При том, что сценарную работу не назовешь спокойной и лишенной стрессов. Но есть в ней что-то принципиально и структурно душеполезное.
Кто-то считает, что главный секрет психологического здоровья нашей профессии состоит в принципе «если у тебя есть проблема – отдай ее своему герою». За нас стареют наши герои, как тот спрятанный на чердаке портрет! Но что же мешает делать то же самое поэтам и прозаикам?
А может быть, это ошибка выжившего? Просто в сценаристы заведомо идут ребята покрепче и нервами и железной задницей и слабаки здесь попросту не выживают? Есть в этом смысл, я бы не сбрасывал эту версию со счетов…
Но я думаю, что секрет существует. И даже не один, а два.
Первый – сценарий, в отличие от прозы или поэзии, имеет идеальный баланс количества текста и содержания. Представьте, что текст – это сосуд, в который мы вливаем некое содержимое. Так вот, в поэзии давление содержимого всегда сильнее, чем давление окружающей среды. И рано или поздно стенки сосуда истончаются и душа поэта покидает его телесную оболочку, сосуд взрывается. В прозе обратная ситуация – текста много, содержимого мало, даже у очень плотно пишущих авторов. Это сосуд, в котором давление внутри меньше, чем снаружи. И со временем это давление ужимает сосуд – как это происходило с Толстым, у которого каждый следующий текст был в два раза короче предыдущего. А если попробуешь держаться прежних объемов – это тебя убьет, как Вальтера Скотта.
И лишь сценарное мастерство имеет идеальное давление снаружи и внутри. Содержание полностью соответствует форме. Ничего лишнего, идеальный баланс. Поэтому работа над сценарием не разрушает автора, а поддерживает его существование бесконечно долго, только пиши.
Второй важный момент – сценарное мастерство, как скандинавская ходьба для тела, дает равномерную нагрузку всем отделам мозга, не перегружая избыточно одну из них, как поэзия перегружает нашу лимбическую систему, а проза – неокортекс. Сценарное мастерство – идеальная система упражнений для нашего мозга, которая гарантирует автору творческое долголетие.
Кстати, именно поэтому сценаристу хорошо бы начинать учиться не в двадцать и даже не в тридцать, а лучше лет в сорок-пятьдесят.
Согласитесь, приятно в пятьдесят лет снова сесть за школьную парту и почувствовать себя начинающим! И сознавать при этом, что ты не пенсионер, а молодой сценарист и у тебя впереди еще лет сорок-пятьдесят активной творческой работы.
Идеальное решение для человека, которому нужен второй шанс.
Действуйте!
Ваш
Молчанов
Наша мастерская - учебное заведение с 300-летней историей, начавшейся 12 лет назад.
С вами все в порядке! Удачи и вдохновения!