С приходом советской власти в таёжные края, для сибиряков наступило трудное время. Религия была упразднена, людей загоняли в колхозы, отбирая у крестьян землю и нажитое добро. Несогласных с новыми порядками нередко преследовали.
Многие тогда смирились, вступили в колхоз и пытались приспособиться к суровым законам зарождающегося государства, но были и такие, которые не смирялись и уходили вглубь тайги. Сибирская тайга велика, в ней легко затеряться. Тогда в лесных дебрях возникали целые поселения людей.
Архип был старовером. Он и царскую власть недолюбливал, а большевистскую не любил и подавно. Запряг он лошадь, загрузил в подводу инструменты, кой-какую посуду, одежду, пару мешков соли, беременную козу Милку и ушёл в тайгу.
Возле небольшой, таёжной речушки Архип сперва вырыл землянку, потом огородил свою территорию от непрошенных гостей, а потом уже и дом построил.
Жил охотой, рыбной ловлей, собирал грибы и ягоды. От разных хворей помогали травы и мёд диких пчёл, которых Архип заманил в ульи.
Как-то набрела на его дом беглая семья таких же староверов, как он. Архип их принял сперва к себе, потом помог обустроиться неподалёку. Так образовался небольшой лесной хутор.
Из этой семьи Архип приглядел себе жену Оксану, посватался, забрал её к себе в дом, а через некоторое время у них родился сын Артёмка. Но после родов Оксана стала болеть и умерла. Пришлось Архипу растить сына в одиночку, обучать его грамоте и разным премудростям.
#старообрядцы в тайге #староверы #довоенное время #ссср
#жизнь в лесу #сила молитвы #таежные истории #мистические рассказы #мудрость предков
Сын вырос, нашёл себе где-то невесту из староверов, женился. Сперва молодые жили у Архипа в тайге. Артёму это дело привычное: красота вокруг, грибов и ягод – не счесть, в реке рыбу сколько ни лови, а вовек всю не переловишь.
Родился у Артёма сын Ярослав. Когда ребёнку исполнилось семь лет, то Артём перевёз семью в посёлок, чтобы сын в школу пошёл. Архип к тому времени постарел уже, не захотел свою жизнь менять, остался доживать на таёжном хуторе.
За семь лет жизни в тайге маленький Ярослав привязался к деду и заскучал по нему в деревне. Стал он тогда убегать к дедушке в тайгу по короткому пути, который знал только он один.
Архип до мозга костей был верующим человеком и научил староверским обычаям внука. Вместе они бродили по тайге, Архип рассказывал ему не только о староверах, но и о животных, птицах, явлениях природы и растениях. Научил дедушка внука и разным староверским молитвам. Особенно велел запомнить одну чудесную молитву, которая прогоняет прочь нечистую силу и придаёт уверенности в своих религиозных убеждениях.
Когда Архип слёг по старости, то Артём чуть ли не силой забрал его к себе.
- Ну, что ты тут один будешь? Зимой нужно дрова носить, печь топить, еду готовить, – выговаривал Артём отцу.
- Не доживу я до зимы, сын, – вздыхал Архип.
Он и не дожил, ушёл в хмурый ноябрьский день. Артём похоронил его в тайге, недалеко от того самого хутора, где Архип прожил большую часть своей жизни.
Ярослав после смерти дедушки сильно тосковал по нему. Однажды зимой, когда родители уехали на заготовку дров, Ярослав пробежал той самой тайной тропой к хутору Архипа. Мальчик протопил старый дом дедушки, прибрался и жил там все каникулы, пока родители не вернулись домой.
Как-то раз, уже будучи взрослым, гуляя по тайге, Ярослав немного заплутал и вышел к незнакомому озеру. День близился к вечеру, и над озером сгущались сумерки. На берегу парень увидал отблески костра и компанию людей.
Парень обрадовался, что можно подойти к людям, спросить, где тут дорога находится. Стал он подходить к костру и разглядел, что это и не люди вовсе у огня собрались. Это были существа с птичьими головами и чёрными крыльями вместо рук.
Ярослав ужаснулся и замер среди деревьев, в надежде, что нечисть не заметит его. Потом он вспомнил молитву, которой учил его дед Архип и стал тихо шептать её слова. Он не знал, сколько так стоял и шептал, но, когда обернулся и ещё раз посмотрел в сторону костра, там никого не было.
Кое-как переночевал Ярослав возле озера, а утром пошёл опять дорогу к дому искать. Проходя мимо места, где ему в сумерках примерещились страшные существа, он обратил внимание на потухшее кострище и вспомнил ужас, который ночью овладел им. Ярослав опять зашептал молитву, и ему стало легче.
Дорогу парень всё-таки нашёл и благополучно добрался до дома, а про историю с костром и неизвестные сущности рассказывать никому не стал.