Найти в Дзене
Разноцветные грани

Волк, козлята и живописные портреты мужчин с серьгами в ушах

Рассматривала я на днях замечательные иллюстрации к сказкам, созданные немецким художником Карлом Офтердингером (Carl Offterdinger, 1829 – 1889). О жизни художника сведений мало. Жил он в Штутгарте и был учеником Генриха фон Рустиге (Heinrich Franz Gaudenz von Rustige, 1810 - 1900), исторического и жанрового живописца, известного также своими поэтическими сочинениями. Учитель, как видим, сопоставляя годы жизни, пережил своего ученика. Но Офтердингер создал множество прекрасных рисунков к разным литературным произведениям, и эти рисунки сейчас известнее работ Рустиге. Офтердингер умер более 130 лет назад, но до сих пор издаются книги с его иллюстрациями.

В галерее ниже представлены некоторые из иллюстраций Карла Офтердингера. На части из них можно увидеть незамысловатую подпись художника, буквы C и O, разделённые точкой — "C. O".

Рассматривая иллюстрации, я поняла, что плохо помню некоторые сказки. Например, "Волк и семеро козлят". Не могла сообразить, что происходит на следующей картинке.

Карл Офтендингер. Иллюстрация к сказке "Волк и семеро козлят"
Карл Офтендингер. Иллюстрация к сказке "Волк и семеро козлят"

Вернее, что происходит, — понятно. Волк что-то покупает в лавке. Но какой именно товар он покупает и зачем, я сообразить не могла. Неужели соль и специи, чтобы козлята во время поедания были вкуснее? Готовится к предстоящей трапезе, чтобы в полной мере ею насладиться? Этакий гурман. Ну нет, это уж как-то чересчур, и я отмела эту версию, а для выяснения решила перечитать сказку.

Вообще, существуют разные варианты. Мне помнится, что когда козлята не открыли волку дверь, потому что его голос был слишком груб и не походил на голос козы, волк пошёл к кузнецу. Кузнец перековал волку горло, голос его стал тонким и нежным, и хищник смог обмануть козлят. А в другом варианте дело происходило немного иначе.

"Побежал тогда волк в лавку, купил большой кусок мела, съел его, и голос у него стал тоненький."

И рисунок Офтендингера иллюстрирует именно этот вариант, момент покупки волком куска мела.

Ну ладно, с сюжетом разобрались. Но рисунок интересен и тем, что показывает интерьер немецкой лавки XIX века. Сверху висят ножницы, мотки бечевки, бумажные листы — понятно, что это для упаковки купленных товаров. Мебель с ящиками, в которых, видимо, хранятся товары. В углу стоят трости (это трости?) и деревянные лошадки на палочках. Тут же сидит птица — в ту пору птицы часто жили в домах.

Интересно также, во что одеты лавочник и его сын. На лавочнике фартук, нарукавники, за ухом — гусиное перо. Перо нужно, чтоб записывать доходы-расходы, и чтобы не затерялось, удобно держать его за ухом. За ухом...Так. А в ухе-то, смотрите, серьга!

Увеличенный фрагмент, на котором видна серьга в ухе
Увеличенный фрагмент, на котором видна серьга в ухе

Интересно. Художник наверняка хотел что-то сказать этой деталью. Ну да, мужчины и в прошлом, и в настоящем носили и носят серьги в ушах, но всё же далеко не все, и тех, кто не носит, намного-намного больше.

Известно, в частности, что серьги носили пираты, была в этом у них своя символика. Например, Рафаэль Сабатини пишет в "Хрониках капитана Блада:

"В левом ухе капитана Блада поблескивала крупная грушевидная жемчужина, стоившая баснословных денег и представлявшая собой лишь незначительную часть фантастической добычи, захваченной его корсарами в подобного же рода набеге на Рио-дель-Хача."

Но сомнительно, чтобы пират вдруг переквалифицировался в лавочника.

Серьги носили и моряки. Вот что об этом говорится в Википедии:

Эта традиция берет начало в XVII веке. Тому кто прошел пролив Дрейка. Все начилось в английском флоте, королева Виктория, узнав о суровых условиях плавания в районе мыса Горн, издала указ, разрешающий английским морякам, прошедшим пролив, выпить чарку виски в тавернах английских портов за счет Ее Величества. Золотая серьга становилась своего рода знаком, подтверждающим этого право. Много красивых легенд объясняют моду на золотую серьгу в ухе. Это и пролив Дрейка и огибавшим Мыс Доброй Надежды и пересекавшим экватор и совершавшим кругосветное плавание и другие. Моряку, который еще обогнул мыс Горн не один раз, «Совет старых морских волков» награждал специальным дипломом и серьгой, на которой были изображены мыс Горн и созвездие Южного Креста. Этот моряк имел право еще и красить ноготь на мизинце левой руки. Профессия моряк, всегда связана с опасностями, моряки гибли в морях и океанах , их мертвые тела иногда прибивало к берегу и тот, кто находил труп, закапывал его и забирал серьгу. Как плату за похороны.

Возможно, лавочник был бывшим моряком. Ну, тоже так себе версия. Как и прочие. В общем, нет у меня ответа, почему Офтердингер изобразил лавочника с серьгой в ухе. Может, просто так захотелось. Может, вспомнил живописные портреты других художников, изображавших мужчин с серьгой.

Давайте и мы посмотрим некоторые мужские портреты, созданные известными и неизвестными живописцами, на которых портретируемые изображены с серьгой в ухе. Возможно, какими-то из этих портретов вдохновлялся и Карл Офтердингер.

Начнём с написанного в начале XVII века так называемого Чандосовского портрета, названного так по имени одного из бывших владельцев, Джеймса Бриджеса, 3-го герцога Чандоса (1731—1789). На портрете, предположительно, изображён Уильям Шекспир. Автором, возможно, является Джон Тейлор (ок. 1585–1651).

Чандосовский портрет
Чандосовский портрет

И ещё ряд мужских портретов, на которых у изображённого можно заметить серьгу в ухе.

Неизвестный художник. Портрет французского короля Генриха III с жемчужной серёжкой
Неизвестный художник. Портрет французского короля Генриха III с жемчужной серёжкой
Франс Пурбус младший (нидерл. Frans Pourbus (II), 1569 — 1622). Мужской портрет (Шарль Д’Альбер де Люин — фаворит французского короля Людовика XIII )
Франс Пурбус младший (нидерл. Frans Pourbus (II), 1569 — 1622). Мужской портрет (Шарль Д’Альбер де Люин — фаворит французского короля Людовика XIII )
Рембрандт. Мужчина в берете, украшенном перьями. Около 1635-1640, 62.5×47 см. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага, Нидерланды
Рембрандт. Мужчина в берете, украшенном перьями. Около 1635-1640, 62.5×47 см. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага, Нидерланды
Рембрандт. Автопортрет в шубе с золотой цепью и серьгой. (приписывается). 1655 г. 66 х 53 см
Рембрандт. Автопортрет в шубе с золотой цепью и серьгой. (приписывается). 1655 г. 66 х 53 см
Рембрандт. Пожилой мужчина в черном берете и с золотой цепью. 1631 г. Холст, масло. 83.1 x 75.7 см. Чикагский институт искусств, США
Рембрандт. Пожилой мужчина в черном берете и с золотой цепью. 1631 г. Холст, масло. 83.1 x 75.7 см. Чикагский институт искусств, США
Пьетро Новелли. Портрет молодого человека с серьгой. 1630 г. 73 x 54 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пьетро Новелли. Портрет молодого человека с серьгой. 1630 г. 73 x 54 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Густав Карл Людвиг Рихтер (нем. Gustav Karl Ludwig Richter; 1823—1884). Неаполитанский мальчик-рыбак
Густав Карл Людвиг Рихтер (нем. Gustav Karl Ludwig Richter; 1823—1884). Неаполитанский мальчик-рыбак
J. Fr. Klima. Портрет композитора Р. Шумана. 1839 г.
J. Fr. Klima. Портрет композитора Р. Шумана. 1839 г.
Константин Маковский. Запорожский казак. 1884 г.
Константин Маковский. Запорожский казак. 1884 г.