Рассматривала я на днях замечательные иллюстрации к сказкам, созданные немецким художником Карлом Офтердингером (Carl Offterdinger, 1829 – 1889). О жизни художника сведений мало. Жил он в Штутгарте и был учеником Генриха фон Рустиге (Heinrich Franz Gaudenz von Rustige, 1810 - 1900), исторического и жанрового живописца, известного также своими поэтическими сочинениями. Учитель, как видим, сопоставляя годы жизни, пережил своего ученика. Но Офтердингер создал множество прекрасных рисунков к разным литературным произведениям, и эти рисунки сейчас известнее работ Рустиге. Офтердингер умер более 130 лет назад, но до сих пор издаются книги с его иллюстрациями.
В галерее ниже представлены некоторые из иллюстраций Карла Офтердингера. На части из них можно увидеть незамысловатую подпись художника, буквы C и O, разделённые точкой — "C. O".
Рассматривая иллюстрации, я поняла, что плохо помню некоторые сказки. Например, "Волк и семеро козлят". Не могла сообразить, что происходит на следующей картинке.
Вернее, что происходит, — понятно. Волк что-то покупает в лавке. Но какой именно товар он покупает и зачем, я сообразить не могла. Неужели соль и специи, чтобы козлята во время поедания были вкуснее? Готовится к предстоящей трапезе, чтобы в полной мере ею насладиться? Этакий гурман. Ну нет, это уж как-то чересчур, и я отмела эту версию, а для выяснения решила перечитать сказку.
Вообще, существуют разные варианты. Мне помнится, что когда козлята не открыли волку дверь, потому что его голос был слишком груб и не походил на голос козы, волк пошёл к кузнецу. Кузнец перековал волку горло, голос его стал тонким и нежным, и хищник смог обмануть козлят. А в другом варианте дело происходило немного иначе.
"Побежал тогда волк в лавку, купил большой кусок мела, съел его, и голос у него стал тоненький."
И рисунок Офтендингера иллюстрирует именно этот вариант, момент покупки волком куска мела.
Ну ладно, с сюжетом разобрались. Но рисунок интересен и тем, что показывает интерьер немецкой лавки XIX века. Сверху висят ножницы, мотки бечевки, бумажные листы — понятно, что это для упаковки купленных товаров. Мебель с ящиками, в которых, видимо, хранятся товары. В углу стоят трости (это трости?) и деревянные лошадки на палочках. Тут же сидит птица — в ту пору птицы часто жили в домах.
Интересно также, во что одеты лавочник и его сын. На лавочнике фартук, нарукавники, за ухом — гусиное перо. Перо нужно, чтоб записывать доходы-расходы, и чтобы не затерялось, удобно держать его за ухом. За ухом...Так. А в ухе-то, смотрите, серьга!
Интересно. Художник наверняка хотел что-то сказать этой деталью. Ну да, мужчины и в прошлом, и в настоящем носили и носят серьги в ушах, но всё же далеко не все, и тех, кто не носит, намного-намного больше.
Известно, в частности, что серьги носили пираты, была в этом у них своя символика. Например, Рафаэль Сабатини пишет в "Хрониках капитана Блада:
"В левом ухе капитана Блада поблескивала крупная грушевидная жемчужина, стоившая баснословных денег и представлявшая собой лишь незначительную часть фантастической добычи, захваченной его корсарами в подобного же рода набеге на Рио-дель-Хача."
Но сомнительно, чтобы пират вдруг переквалифицировался в лавочника.
Серьги носили и моряки. Вот что об этом говорится в Википедии:
Эта традиция берет начало в XVII веке. Тому кто прошел пролив Дрейка. Все начилось в английском флоте, королева Виктория, узнав о суровых условиях плавания в районе мыса Горн, издала указ, разрешающий английским морякам, прошедшим пролив, выпить чарку виски в тавернах английских портов за счет Ее Величества. Золотая серьга становилась своего рода знаком, подтверждающим этого право. Много красивых легенд объясняют моду на золотую серьгу в ухе. Это и пролив Дрейка и огибавшим Мыс Доброй Надежды и пересекавшим экватор и совершавшим кругосветное плавание и другие. Моряку, который еще обогнул мыс Горн не один раз, «Совет старых морских волков» награждал специальным дипломом и серьгой, на которой были изображены мыс Горн и созвездие Южного Креста. Этот моряк имел право еще и красить ноготь на мизинце левой руки. Профессия моряк, всегда связана с опасностями, моряки гибли в морях и океанах , их мертвые тела иногда прибивало к берегу и тот, кто находил труп, закапывал его и забирал серьгу. Как плату за похороны.
Возможно, лавочник был бывшим моряком. Ну, тоже так себе версия. Как и прочие. В общем, нет у меня ответа, почему Офтердингер изобразил лавочника с серьгой в ухе. Может, просто так захотелось. Может, вспомнил живописные портреты других художников, изображавших мужчин с серьгой.
Давайте и мы посмотрим некоторые мужские портреты, созданные известными и неизвестными живописцами, на которых портретируемые изображены с серьгой в ухе. Возможно, какими-то из этих портретов вдохновлялся и Карл Офтердингер.
Начнём с написанного в начале XVII века так называемого Чандосовского портрета, названного так по имени одного из бывших владельцев, Джеймса Бриджеса, 3-го герцога Чандоса (1731—1789). На портрете, предположительно, изображён Уильям Шекспир. Автором, возможно, является Джон Тейлор (ок. 1585–1651).
И ещё ряд мужских портретов, на которых у изображённого можно заметить серьгу в ухе.