Как-то совсем незаметно основными поставщиками новостей о выращивании чая в нетрадиционных европейских местах стали шотландские чайные проекты. Сначала они радовали нас всех самим фактом своего существования и фотографиями чайных плантаций под снегом. Потом первыми образцами шотландского чая, который был совершенно бестолковым и очень дорогим. Потом были скандалы, интриги и расследования, связанные с продажей совсем нешотландского чая под видом шотландского. Ну а потом все более или менее вошло в спокойную колею — и Шотландия вдруг оказалась удивительно чайной страной. В которой не только работают полноценные чайные проекты, но и сформировались сообщества и коллаборации чайных фермеров.
Об одном из таких сообществ — Tea Gardens of Scotland — мы как-то писали в связи с появлением в продаже в лондонском Fortnum & Mason их очень дорогого и очень шотландского чая. Еще одно шотландское сообщество — Tea Scotland — анонсировало свой первый черный чай совсем недавно. Он называется The Gathering и, точно также как и шотландский чай из Fortnum & Mason, изготовлен из листьев, собранных на разных чайных плантациях Шотландии. Ну то есть на него несколько чайных проектов в прямом смысле этого слова скинулись чайными листьями.
Тут, на самом деле, есть вот какой важный чайный нюанс. Если мы рассматриваем чайное фермерство не как развлечение в стиле «смотрите, какие красивые кустики, сейчас мы соберем с них листья, навертим из них чай и сделаем вид, что он нам жутко нравится», а как сколько-либо рациональную разновидность сельского хозяйства, то нам придется вспомнить, что чай как продукт, не растет на чайных кустах в готовом виде. Листья, с этих самых чайных кустов собранные, нужно перерабатывать. И эта переработка — штука достаточно сложная, требующая и весьма дорогого оборудования, и подготовленного персонала.
Фермеру, выращивающему чайные кусты, это оборудование далеко не всегда по карману. Причем не только шотландскому фермеру — точно также дело обстоит и в тех странах, где выращивание чая традиционно является коммерческим. Например, в Турции, Кении или на Тайване. Поэтому фермеры достаточно часто сдают собранный лист на переработку на чайные фабрики. Иногда даже отвязанные от чайных плантаций. Ну вот просто стоит себе фабрика в удобном для всех месте и перерабатывает себе чайный лист. Очень удобно.
Ну и в Шотландии все устроено аналогичным образом. Посредине страны стоит чайная фабрика, которая так и называется — The Scottish Tea Factory. И туда везут для переработки чайный лист со всей Шотландии. А иногда даже не везут, а почтой присылают. Ну а на фабрике из этого листа делают чай. Так что Шотландия теперь, фактически, является полноценной чаепроизводящей страной. Потому что там есть не только чайные фермы — таких феноменов уже по всей Европе полно — но и полноценная, хоть и совсем компактная чайная производственная инфраструктура.
Кстати, некоторые шотландские чайные фермы расположены в местах с названиями, знакомыми всем любителям скотча: на острове Арран, в Ланарке или Лисморе. Это прикольно. Сразу представляется традиционная такая суровая шотландская семья, которая поколениями гонит виски, в которой однажды рождается светлоликий очкастый мальчик с тонкими чертами лица, который однажды подходит к отцу, дергает его за юбку, поднимает на него невинные глаза и говорит «папа, а давай вместо ячменя посадим чайные кусты и начнем делать чай». И папа плачет под безнадежные звуки волынки.
Это, впрочем, шутка. Шотландцы активно пьют чай — и, возможно, именно развитый внутренний рынок является основной причиной бурного, относительно остальной Европы, развития шотландского чаеводства.