Передо мной книга, написанная прототипом главного героя "Денискиных рассказов". Что сказать. Прототип вырос и написал книгу совсем не детскую.
Хорошую книгу, на которую Бог знает как писать рецензию.
Какие эмоции вызывают "Обманщики"?
Грусть от распавшихся отношений, от "потерянного рая". Удивление - от занятных концовок (как справедливо отмечено в аннотации к книге, некоторые развязки в рассказах внезапные. Но все же это не Роальд Даль). Задумчивость, в конце концов. Временами - ироничную ухмылку.
"Обманщиков" читаешь с удовольствием, хотя, возможно, сборник рассказов стоит все же читать параллельно с большим произведением. Отвлекаться пару раз в день на отдельные рассказы, чтобы они не слились в восприятии в чехардистую кучу-малу из образов и сюжетов.
"Обманщики" - сборник рассказов весьма разнородных.
Рассказы в сборнике ничего не объединяет. Это очень разрозненная подборка. Однако можно выделить некоторые группы рассказов:
- короткие заметки
- распавшиеся браки
- любовь
- исторические и динамичные
- связанные с литературой
Порой эта книга больше похожа на профиль в Инстаграме, только без фото - одни посты.
Помимо рассказов "полнословных", более крупных, с полноценным сюжетом, немаленькую часть книги составляют, скорее, не рассказы, но некие зарисовки, заметки, развлечения автора со словами. Развлечения изысканные, красивые, завораживающие - но, по большому счету, бессмысленные. В том плане, что их не перескажешь друзьям и едва ли получится их обсудить.
Такие "изящные коротышки", которым и впрямь место в Инстаграме, включают в себя подслушанные разговоры в метро, случайно схваченные из потока мысли, жизненные анекдоты, украденные у друзей и знакомых.
Читая такие странички, не понимаешь, как читать сборник малой прозы. Ведь в какой-то момент все эти тексты-крошечки сливаются в памяти и восприятии в один большой сумбурный текст. Хоть они и ярко написаны, хоть в них и есть жизнь, хоть они, порой, и цепляют - но такие микротексты едва ли должны идти книгой, они могут нормально восприниматься только дозировано.
В "Обманщиках" много рассказов о супружеской неверности, о проблемах в постели. И о других формах несчастий любви.
Эти рассказы являются полноценными рассказами, они хорошо написаны и действительно ранят. Хотя подход автора достаточно нестандартный - в этих историях предательств почему-то крайне редко испытываешь жалость, сочувствие, гнев - или что может вызвать история о несчастной любви в том или ином ее проявлении? Нет, автор подходит к проблемам с неочевидных фронтов.
Выбиваются из сборника несколько чересчур пестрых своей жанровостью и своей околоисторичностью рассказов.
В "Обманщиках" есть обманщики Франции 18 (могу ошибаться) века. Есть обманщики - английские шпионы. Как времен Советского Союза, так и века 19-20 (снова могу ошибаться, поправьте, если читали).
Речь идет о таких рассказах, как "Палач и его жена" и "Очень английский роман"
Другая группа рассказов - рассказы, построенные на обсуждении\аллюзии на русскую классику.
На мой взгляд, рассказы "о литературе" являются самыми неудачными. Потому что это и не критика, и не интересные факты, и не некая игра с прошлым. Это рассказы какого-то неразвитого полужанра. Хотя, например, довольно поверхностная заметка о том, что из-за нашей классики мы вечно пытаемся в подлецах найти личину добра, а в добряках норовим разглядеть порок, - правдива и забавно подана.
Рассказы из "Обманщиков" отлично подойдут для обсуждений в литературных клубах (за исключением крошек-заметок, как я писала выше). Каждый рассказ - полноценное произведение. Написанное профессионально, в меру эротично и с элементом неожиданности. Я не пожалела, что прочитала "Обманщиков", тем более, что чтение заняло у меня два вечера.