В 20-30-х годах прошлого века СССР не имел возможностей для выхода в Мировой океан кроме Северного морского пути, которого тогда еще не было как транспортной структуры. По нему можно было пройти из центральных районов до дальнего Востока.
В 1932 году ледокольный пароход "Александр Сибиряков" смог пройти из Белого моря в Беринговое за одну навигацию.
Полярники после этого стали доказывать, что за одну навигацию по Северному пути могут пройти обычные пароходы. Одним из таких энтузиастов был Отто Шмидт.
Он смог уговорить советское руководство и в Дании для полярного плавания был построен пароход «усиленный для навигации во льдах». Его назвали "Лена". В Ленинграде его переименовали в честь русского полярного исследователя "Челюскин".
Сразу началась подготовка к полярному плаванию. Руководитель экспедиции Отто Шмидт просил стать капитаном "Челюскина" опытного полярного капитана Владимира Воронина. Но тот отказывался, так как уже оценил возможности судна:
- Набор корпуса слаб. Ширина "Челюскина" большая. Скуловая часть будет сильно подвергаться ударам, что скажется на прочности корпуса. "Челюскин" - судно для этого рейса непригодное - из рейсового отчета капитана Владимира Воронина
Воронин согласился плыть на "Челюскине" в качестве пассажира, а капитаном стал Петерис Биезайс.
"Челюскин" загрузили под завязку - 3000 тонн угля для ледоколов сопровождения, бревна для геодезистов на остров Врангеля (строить дома), коровы и свиньи, 500 тонн пресной воды и многое другое.
Пассажиров тоже хватало - 60 человек. В основном это была молодежь, которая ехала покорять Арктику:
Ты, вероятно, знаешь по газетам, что я ушел на "Челюскине". Пока я молод, надо пройти такую школу, как Арктика. Мы нарежем земной шар с крышки, как срезают арбуз. Худой конец - это высадка на лёд, собаки, полыньи, аэропланы, газетная трескотня и три спасенных из 70 - писал один из участников полярного рейса
16 июля 1933 года "Челюскин" вышел в море из Ленинграда в Мурманск. Но вначале он зашел в доки в Копенгагене для дополнительного ремонта. И здесь капитан Биезайс передал управления судном Воронину. Тот согласился с условием, что его подменят в Мурманске. Но в Мурманске его так и не подменили.
Воронин был очень недоволен:
Как трудно идти на "Челюскине" среди льдов, да еще в тумане. Судно слабое, плохо слушается руля. Часто производим осмотр корпуса изнутри, поврежденные места подкрепляем деревом и клиньями - из рейсового отчета капитана Воронина
14 августа 1933 года за мысом Северный в трюме "Челюскина" образовалась течь. Но её закупорили. Тогда же из советского правительства пришла радиограмма о том, чтобы все пассажиры пересели на ледокол "Красин", "Челюскин" возвращается в Мурманск для ремонта. Но Шмидт не ответил на радиограмму и продолжил экспедицию.
Вскоре Шмидт пожалел, что не ответил на радиограмму, так как 23 сентября пароход оказался заблокирован льдами в Чукотском море и его понесло на север. Рядом был ледорез "Фёдор Литке".
Шмидт послал радиограмму:
"Помощь "Литке" при известных обстоятельствах может оказаться необходимой. Но сейчас положение еще неопределенное. Со вчерашнего вечера "Челюскин" быстро дрейфует на север, что дает нам надежду на разлом поля.
Начался пятимесячный дрейф "Челюскина" в Чукотском море.
13 февраля 1934 года "Челюскин" так зажало льдами, что в корпусе появилась трещина. Пришлось экстренно высаживаться на льды.
Быстро поднимаюсь на пароход и вижу - огромный высокий ледовый вал, торосы движутся прямо на нас. Стало ясно, что для "Челюскина" настал критический момент - из рейсового отчета капитана В.Воронина
На льдах оказалось 104 человека. Но успели выгрузить все необходимое - даже бревна для жилищ. Во время разгрузки погиб завхоз Б.Могилевич, которого придавило бочками.
Пароход затонул!
Установили палатки, плотники начали строить барак, а радист передал радиограмму в Москву о затоплении судна.
В Москве была образована комиссия под руководством Валериана Куйбышева.
Спасать челюскинцев решили самолетами. Уже 5 марта первый самолет АНТ-4 с летчиком Анатолием Ляпидевским пробился к лагерю челюскинцев и снял десятерых женщин с двумя детьми.
Для самолетов устраивали аэродромы на льдинах. И для каждого полёта устраивали новый аэродром.
- Следующий рейс был совершён только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов на самолётах Р-5, Маврикий Слепнёв на самолёте «Консолидейтед-Флитстер» 17AF и Иван Доронин на «Юнкерсе» W 33 вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Всего лётчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находящееся в 140—160 км от места ледовой стоянки - Википедия
Руководитель экспедиции Отто Шмидт заболел и его перевези в американскую Аляску, где он после излечения встречался с президентом Франклином Рузвельтом.
Так неудачная полярная экспедиция стала триумфом советской авиации. Семь летчиков стали первыми Героями Советского Союза. Все челюскинцы получили ордена Красной Звезды.
Статьи канала "История и культура Евразии" за май 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы
Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за неделю со 2 мая 2022 года
Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за апрель 2022 года
Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за февраль-апрель 2022 года