Приветствую всех уважаемые читателей моего канала "Заповедная магистраль"! Напоминаю, что у меня есть личная страничка в Instagram, где гораздо быстрее публикуются новые фото и видеозарисовки, а также где я быстрее отвечаю на вопросы и комментарии. Подписывайтесь при желании!
Разглядывая старые фото локомотивного депо Осташков ТЧ-34 (закрыто в октябре 1998 года), из 80-х прошлого века, наткнулся вот на такой очень интересный снимок, сделанный Алексеем Борисовичем Вульфовым в те далёкие годы.
На снимке с левого края видна часть уникального венгерского тепловоза серии ВМЭ1, к которому прицеплен не менее уникальный трофейный немецкий паровоз серии ТЭ (машинисты дали им прозвище "фрау"). В 80-е годы прошлого века в Осташкове тепловозы ещё прекрасно уживались с паровозами, поскольку паровая тяга на линии Бологое-Полоцк продержалась довольно долго, вплоть до 1976 года, а со сборными поездами на вывозной и маневровой работе ещё десять лет. Бологое-Полоцкая оказалась последней протяжённой магистралью в России на паровой тяге.
Но теперь вернемся к первоначальном снимку, где мы видим часть тепловоза серии ВМЭ1 с бортовым номером 093 приписки депо Осташков, Окт. ж.д.
Я обратился к своим сведениям по поводу приписного парка тепловозов локомотивного депо Осташков ТЧ-34, и тепловоз серии ВМЭ1-093 действительно там нашёлся, причём всего один единственный и эксплуатировался в этом депо.
Тепловозы серии ВМЭ1 строились в период с 1958 по 1965 год на венгерском заводе "Ганц-Маваг". Мощность локомотива составляла всего 600 л.с., а конструкционная скорость 80 км/ч. Всего для советских железных дорог было построено более 300 тепловозов ВМЭ1. Они были построены по венгерскому проекту, незначительно переработанному с учётом специфики наших железных дорог. Когда я впервые разглядывал фото маневрового тепловоза ВМЭ1 из локомотивного депо Осташков, мне стало очень интересно, как же он выглядел целиком, поскольку на снимок попала только часть тепловоза, а других снимков с этим тепловозом не было... А Вы хотите взглянуть на него? Тогда смотрите!
В 50-60-е годы прошлого века отечественная промышленность уже хорошо наладила выпуск собственных маневровых тепловозов серии ТЭМ1 (выпускались с 1958 по 1968 год). Тогда возникает вполне логичный вопрос:
"Зачем в итоге советское правительство закупало маломощные (всего в 600 л.с.) с небольшим сцепным весом (масса тепловоза 74 тонны) венгерские тепловозы серии ВМЭ1, причём абсолютно не годившиеся для серьёзной маневровой или вывозной работы с грузовыми поездами, в то время когда уже были собственный тепловозы ТЭМ1, обладавшие мощностью в 1000 л.с.?"
По всей видимости, заказ был размещён в Венгрии в связи с необходимостью накопления зарубежного опыта по производству и эксплуатации различных типов тепловозов, а также был необходим для укрепления дружбы между двумя странами СССР и Венгрией, входившей тогда в состав соцлагеря (примечание, Венгерская Народная Республика (ВНР) входила в состав соцлагеря с 1949 по 1989 год).
В силу относительно небольшой мощности, маневровые тепловозы серии ВМЭ1 использовались главным образом для производства манёвров на станции с пассажирскими поездами или как мы видели на снимках выше для маневровой работы с другими локомотивами при депо.
Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!