Зачем использовать иностранные замещения там, где можно использовать слова родного языка?
Не спорю, бывают случаи, когда такие понятия как контент, сленг, ситуация, хайп и прочие, подходят лучше прочих. Однако, я в качестве эксперимента, или говоря по-русски, опыта ради, уже второй год стараюсь там, где возможно, использовать слова родного языка. И об этом приходится думать - как тот же процесс или ситуацию одним словом на русский перевести?
Обнаружил, что часто вместо "ситуация" можно сказать "обстоятельства", иногда - "происшествие" или "случай". Оказалось, что сложность не в том, что русского слова вместо иностранного в нашем языке может просто не быть - как, например, с автобусом или калошами, а в чём-то другом. Например, в отсутствии культуры, что подталкивала бы думать о том, что и как говоришь.
Отсутствию такой культуры, как я понял, мы обязаны интеллигенции, как переносчикам иной культуры. Достаточно крошечного знания русской литературной классики и истории как науки, так и вообще, чтобы вспомнить, что мода, именно мода, на использование иностранных словечек в обыденной речи, распространялась в среде интеллигенции, а до этого светской публикой, шатающейся при дворце, во дворце и около. А там вся эта история уходит в такие дебри веков, что за подробным рассказом лучше бы спрашивать историков. Суть же моего повествования не пересказе истории, а в том, что употребление иностранных слов заместо родных стало повсеместным со временем и потому что модно. Думаю, властьимущие пресветлейшие особы, не будь они дураками, использовали замещения чтобы точнее выражать свои мысли, либо оказывать определённое воздействие, сродни воздействию сильной речи гениального оратора на толпу.
Подобная действенность речи заметна, потому, думаю, это и разошлось в народ.
Речь может оказывать, передавать воздействие. И тем точнее воздействие, чем тоньше умение пользоваться речью. Думаю, что исторические властьимущие, способные воздействовать на окружающих иностранной речью, таким образом оттачивали своё владение ею. Что было нужно, думаю, для того, чтобы выжить в играх с властителями соседних государств, несущими в себе наибольшую угрозу.
Но я не собираюсь воевать с другими странами. Я хочу быть счастливым, а для этого мне зачем-то нужно понять волшебство. Чувствую, что действенная речь как-то близка к волшебству, поскольку ею можно оказывать воздействие на большие силы - на властьимущих и на толпы. Всего лишь точно сказанными словами свершить историю...
При этом я знаю, что чистая русская речь красива. И красива она не потому что Русская (родинапатреотизмотечествогоржусь!), а потому что родная. Это язык, которому я учился в таком возрасте, когда человек наиболее обучаем, а потому способен усваивать очень глубокие, в философском смысле, вещи. Например, внутренние языковые взаимосвязи и устройство, как речи, так и того, что обеспечивает её действенность. Самая простота в самой глубине, ведь сложное состроит из простого, а не наоборот.
Если начать вдумываться в то, что говоришь, в то, как тебя понимают, а чаще всего не понимают - когда речь заходит о чём-то действительно важном - то однажды возникают вопросы. Что я хочу сказать? Как это сказать так, чтоб меня поняли? Что на самом деле я хочу сказать? Это всё так очевидно, так просто и так глубоко...
Нет, что касается технических сторон жизни, тот тут придраться сложно. И оружие свертехнологичное изобретают, и 3D принтеры, и роботехника развивается - языки, описывающие эти вещи достаточно точны, ибо не понимать другого в этих областях просто опасно.
Но когда речь заходит о внутренней жизни человека, то начинается мрак.
Не так что-то с человеком, когда он не понимает, чего хочет или чувствует. Где-то глубоко внутри себя знает и стремится, пусть даже извилисто и криво, но вот осознать и действовать разумно, не делая лишних движений - такое редко кому удаётся.
И бытовой язык, просторечье - это, как я думаю, язык для самого важного в жизни каждого отдельно взятого человека. Он-то, язык этот, и замусорен до безобразия. Почему? Потому, что я либо стремлюсь быть понятым, либо стремлюсь произвести какое-то впечатление. Часто эти цели спутываются, и речь следом становится такой же путанной..
Для чего мне производить определённое впечатление? Оно обеспечивает определённое же отношение. От того, как ко мне относятся, зависит то, как со мной поступают. Если ко мне относятся как к дураку, то буду я бит и осмеян. Зато ответственности мне большой не доверят, а значит и спрос с меня - "да что с него взять, дурак же". Если же ко мне относятся как к умному, то меня превозносят, мною восхищаются, меня слушают и слушаются. Однако, и ответственность на мне соответствующая.
Чтобы производить впечатление умного, нужно вести себя, как ведут себя умные. Например, говорить непонятно, но с видом уверенным и целеустремлённым...
Поскольку буквальное следование этому рассуждению приведёт к тому, что обман вскроет даже непритязательный зритель, то нужно всё-таки и понятным быть хоть сколько-нибудь иногда. А ещё нужно, чтоб "я был как умный, а мне за это ничего не было". Эти три цели переплетаясь так же являют себя в речи, и получается нечто среднее - наша с вами современная речь, наполненная продакшнами, социумом, крафтом и прочим экшеном по соседству с приколами, радостью, болью и всячески завуалированной "туалетной темой".
Об этом даже рассуждать трудно, поскольку я и сам представитель своей культуры. Легко рассматривать и описывать других, а вот делать это вслух боязно и стыдно, потому что если делать это искренне, то придётся рассматривать и себя, и тогда станет заметно, что всё, что так смешит и стыдит в других, есть и во мне - страшно выставлять такое напоказ. Но куда деваться - "а" я уже сказал, приходится и "б" говорить.
Речь текуча. Речь даже этимологически связана с рекой. Чем она чище, тем красивей и звонче она звучит. Река же полная мусора и грязи выглядит дурно. При этом никто не отменял усвоение языком заимствованных слов. Автобус, чемодан, фортепьяно - это вполне уже русские слова. Не нужно кидаться в крайности - сохранённый баланс не нарушит равновесия, потому что "балансировать" сказать проще, чем "пытаться сохранить равновесие". Такое упрощение чаще всего не фатально, т.е. своими последствиями не приведёт к чьей-то смерти даже метафорической, т.е. иносказательной. Более того, такое сокращение позволит сэкономить силы и время там, где нет нужды в красивом речении.
Вдумываясь в то, что говорю, вглядываясь в связи слов, пытаясь понять, как они произошли, почему значат то, что значат, я стал замечать поразительные и странные вещи.
"Общение" звучит как "делание общим", что вызывает вопрос - что становится общим при общении? Если я с кем-то молча рисую, то мы же делаем нечто общее - это можно понимать как общение? И ведь чувствуется как-то, что для общения слова необязательны, и что совместная деятельность объединяет, сближает и в ряде случаев способна заменить обмен словами.
"Внимание" звучит так, словно это делание какое-то, вроде вбирания или втягивания. И ведь если понаблюдать за собой, за тем, что я называю вниманием, то оно так и ощущается! Стоит удержать своё внимание на обоях, как станут чётче видны узоры на них. Остальное я вижу фоном, а то, что я внимаю, словно выступает вперёд. Как будто я тяну это на себя или даже в себя!
Древние люди, что творили язык, были настолько внимательны и чутки, насколько я себе и представить не могу. Эти люди свои наблюдения облачали в слова. И не просто поболтать чтобы, а ради выживания племени. Сотворить Слово - это тебе не хухры-мухры.
Вдумчивое отношение к речи заставляет думать - что я хочу сказать и зачем. Это делает меня точнее. Чем точнее я способен выразить свои мысли, тем точнее я могу их думать, тем точнее я действую вообще. Если точность моих действий станет запредельной для большинства людей, то такие действия станут считаться волшебством. Пусть даже и в бытовом смысле.
Меня завораживает то, что я вижу, вглядываясь в язык. Это не просто набор слов и какие-то взаимосвязи между ними. Я вижу Нечто - большое, живое и прекрасное. Красота эта восхищает и вызывает восторг.
Я использую язык чем-то внутри себя, и это не язык принадлежит мне, это он проявляется через меня. Я могу завтра погибнуть, но язык останется и будет жить. Это большое существо, живущее веками и потихоньку меняющее окрас в зависимости.. от чего? Оно есть, это "там, куда я пытаюсь вглядеться" и оно такое огромное, что дух захватывает.
#самопознание #риторика #философия #волшебство #речь #силы