Найти в Дзене
RusVolvo

Что такое активное шумоподавление и почему в дорогих иномарках так тихо

Оглавление

Для достижения большего комфорта в салоне автомобиля производители ищут все более совершенные и технологичные решения. Одним из них является система активного шумоподавления (ANC, active-noise-control).

Система активного шумоподавления
Система активного шумоподавления

Система появилась в 2003 году, когда Honda начала использовать ее на своих автомобилях. Сегодня она находит применение не только в автомобильном производстве, но и в других отраслях, например, при производстве звукового оборудования, строительстве самолетов и другой техники.

Принцип действия

Основа системы – набор соединенных между собой датчиков и микрофоном, который управляется посредством блока управления. Также в конструкции имеются динамики для вывода звука.

Для примера можно рассмотреть систему ANC, которая имеется в некоторых премиальных моделях Volvo (XC60, XC90). Микрофоны для регистрации помех расположены в потолке, а динамики – за сиденьями и в других местах салона.

Система ANC в автомобилях Вольво
Система ANC в автомобилях Вольво

Как работает активное шумоподавление?

Алгоритм действия системы такой:

  • Датчики и микрофоны, расположенные в узлах машины, где шума больше всего, выполняют улавливание звуков;
  • Сигнал передается в блок управления, где он обрабатывается для создания звука в противофазе. Принцип такой: любой звук на графике – это линия, имеющая впадины и подъемы. Шум в противофазе – это зеркальное отражение оригинального звука, когда на месте впадины располагается подъем, и наоборот;
  • Сгенерированный звук передается в динамики, откуда направляется в салон. Получается антишум, который накладывается на звуки в автомобиле и образует нейтральный фон. То есть, в сумме громкость звука в салоне имеет нулевую амплитуду.

То есть, шум в машине не подавляется механическими средствами, звукоизоляцией, а уменьшается благодаря такому же шуму, только полностью противоположному по своему рисунку.

Подобным образом действует и система активного звукового оформления (ASD), которая является более совершенной версией ANC. Однако в ней динамики передают не противоположный по структуре звук, а измененный шум. Допустим, система моделирует звук выпускной системы разных силовых агрегатов, а водитель может выбрать шумовой фон по своему желанию. На деле ASD имеет больше декоративные функции, поэтому не рассматривается как действенное средство шумоподавления.

Можно ли заменить системой ANC шумоизоляцию?

Может показаться, что использование активного шумоподавления в авто исключает необходимость в применении других средств звукоизоляции, в том числе шумоизоляционных материалов.

Использование ANC в качестве основной системы шумоизоляции
Использование ANC в качестве основной системы шумоизоляции

Здесь нужно понимание того, что такое автомобильный шум. Он делится на два вида: воздушный (собственно, это и есть шум), и структурный (вибрации различных поверхностей в автомобиле, которые воздействуют и на звуковые волны).

Система активного шумоподавления в авто предназначена для снижения звуков, то есть первого вида шумов. Но на вибрации она никак не воздействует, потому что это не звук, и слышны они не ухом, а ощущаются телом. Для защиты от вибрации в автомобиле используются вибродемпферы, которые увеличивают вес вибрирующих элементов и уменьшают колебания.

То есть, основная задача системы ANC – исключение звуков, воспринимаемых ухом. Но может ли она заменить стандартную звукоизоляцию?

При использовании система может быть не такой эффективной, как кажется. Она занимается звуками, которые возникают внутри салона, в двигателе и в автомобиле в целом, однако не защищает полностью от шума снаружи. Для борьбы с ними и применяются шумоизоляционные материалы.

Плюс, система не может выполнять качественную обработку шумов, идущих от звукового оборудования. Для выравнивания акустических сигнатур и очищения звука применяются поглощающие звук материалы.

Система активного шумоподавления в машине может использоваться в качестве дополнительного средства снижения шума, в дополнение к шумоизоляции и средствам снижения вибрации. Вместе они обеспечивают более качественную защиту от шумов, чем при использовании одной звукоизоляции. В качестве основной системы для борьбы с шумом ANC не подходит, так как не может выполнять обработку звуков снаружи.

Система ANC в автомобиле
Система ANC в автомобиле

Читайте также:

Как избавиться от разводов и полосок на лобовом стекле от дворников

Изменение порядка получения медсправки на права

#авто

#авто советы

#полезные советы для авто

#лайфхаки

#советы автолюбителям