Музыка играет важную роль в художественной литературе. С ее помощью автор раскрывает внутренний мир своих героев. Например, в романе И. А. Гончарова «Обломов» красной нитью проходит музыкальная тема из итальянской оперы «Норма», которая сопровождает главного героя и Ольгу Ильинскую в период их любви.
А в маленькой трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» музыка стала предметом столкновения двух противоположных мировоззрений этих композиторов. Иногда писатели наполняют музыкальными звуками явления природы; например, в произведениях Пушкина снежная метель и буран похожи на мелодию.
Вообще, упоминание классической музыки в тексте доказывает хороший вкус автора и помогает читателю получать эстетическое удовольствие. Красивая мелодия, органично вплетенная в повествование, придает колорит книге, которая играет новыми красками. Музыкальное произведение хорошо подчеркивает кульминационные моменты в истории: например, в романе «Джейн Эйр» мистер Рочестер поет чувственный романс в сцене объяснения с главной героиней.
Но для современных писателей вставка музыкального отрывка в текст может обернуться головной болью из-за проблем с авторскими правами. Приходится ограничиваться кратким упоминанием без цитирования, чтобы не столкнуться с претензиями исполнителей. Вторая проблема музыки в художественной прозе – это ее специфика в контексте произведения. Немногие читатели в состоянии оценить музыкальные опусы писателей. Музыкальные рассуждения Моцарта в споре с Сальери доставят настоящее эстетическое удовольствие заядлому меломану, но вряд ли будут по достоинству оценены рядовым читателем, который не разбирается в оркестровке.
К тому же не все авторы выдерживают меру в музыкальных отсылках. Например, в романе современного японского писателя Харуки Мураками «Норвежский лес» имеется очень много упоминаний названий песен, которые, однако, не всем понятны. Приходится знакомиться с их текстом и исполнением, чтобы вникнуть, какой смысл вложил Мураками в свой музыкальный контекст.
Современная музыка настолько специфична, что с ней очень трудно работать. Многие песни и музыкальные номера существуют исключительно на просторах Интернета и знакомы лишь заядлым гикам, которые часами просиживают в Тик Токе. А среднестатистический читатель при виде английского названия очередного сетевого хита просто не поймет юмор.