В 1990-х года Россия была вынуждена вести военные действия на Кавказе. Как и более ста лет назад русская армия должна была действовать в ущельях и горах. Где нрав и быт мало изменились с того времени. В те годы весь мир облетел снимок, на котором русские солдаты едут в захваченные города и селения «на броне», то есть не внутри бронемашины, а сидя на ней. Весь западный мир недоумевал, причем не только гражданское, но и военное население. Солдат на БТР – это же идеальная мишень для снайпера. А другие задавались вопросами и причинах такого явления: безрассудство, геройство, или извечное русское «прокатит».
В 1945 западные страны не участвовали в войнах на своей территории. Совесткие войска, после капитуляции Японии участвовали в полномасштабных конфликтах, и даже на своей границе. Многие люди, которые не имели военного опыта было очень трудно понять, что находится «на броне», по целому ряду причин гораздо безопасней, чем внутри бронемашины.
Привычки – вторая натура
Еще в начало 1940-х годов уходит русская привычка солдат ездить «на броне».
На военных снимках 1940-х годов можно увидеть, как тесно сидят солдаты на танках Т-34. Когда велись бои на бездрожье, танки были отличным способом для переброски солдат на передовую. В те годы и речи не было ни про какие БТР. Пехоте приходилось надеяться на удачу и рассчитывать, что их машину не собьет немецкая пуля. Первые бронемашыны СССР стали разрабатывать сразу после войны.
Ненадежная защита
В Афганской войне БТР-70 столкнулись с проблемой.
Кроме большого расхода топлива и высокой пожароопасности двигателя, главным недостатком была недостаточная толщина брони. Во времена Афганской войны их прозвали «жестянки». Если машина наезжала на фугас или становилась целью гранатомета, у тех, кто был внутри не было шансов выжить, а те, кто находился «на броне», просто улетали в кювет, отделываясь ушибами и синяками.
Принимая участие в Чеченской кампании русские военные продолжили традицию езды «на броне». Во время войны на Кавказе тоже использовали БТР-70 и его улучшенную версию БТР-80. Но там солдаты имели дело с противником, хорошо знавшим местную местность. Боевики редко вступали в открытый бой, предпочитая засады и установку фугасов. Чтобы вовремя заметить угрозу, солдатам приходилось всегда быть на чеку. В условиях войны на чужой территории, было жизненно важно, отойти на безопасное расстояние в случае подрыва бронемашины.
Вынужденная мера
Есть еще одно пояснение поездкам «на броне». Как уже было сказано, Чеченская и Афганская война были на чужих территориях. А значит, каждая группа военных должна была иметь дополнительный запас боеприпасов, в случае непредвиденных ситуаций. Во время войны в Афганистане можно обнаружить интересную деталь. Рекомендовали в десантном отделении размещать дополнительные припасы. Получается, что солдаты были вынуждены ехать «на броне», из-за того, что внутри было все забито боеприпасами. Просто говоря, автономность группировки повышалась за счет безопасности солдат.
Конечно, достаточно высок риск получить пулу, находясь «на броне». Но если пуля и может пролететь мимо, то в случае подрыва на фугасе, будет ждать мучительная смерть в «жестянке». Так уж случилось, что наши русские военные не доверяют бронемашинам и больше предпочитают надеяться на солдатскую удачу.
У солдат НАТО такие хитрости вызывают сильное удивление, ведь это грубое нарушение. В западных странах, где армия является контрактной, это будет поводом не платить солдату зарплату.