#вторая мировая #легкий крейсер #флот третьего рейха #карлсруэ
Последние годы второго десятилетия двадцать первого века были весьма урожайны в плане обнаружение затонувших судов и кораблей. Развитие техники для подводных исследований дало немало интересных результатов. Так, в сентябре 2020, в проливе Скагеррак, норвежским оператором электросетей, был обнаружен погибший в 1940 году
германский легкий крейсер «Карлсруэ». Совершившие находку были озадачены, так как останки крейсера были в шестнадцати, по другой версии в пятнадцати, метрах от силового кабеля, который собственно и обследовали. Как его могли проглядеть в 1977 году, когда укладывали кабель - загадка, ну или поверхностное отношение к недавней истории. Координаты гибели «Карлсруэ» были хорошо известны по изъятым документам германского флота, но при прокладке кабеля о них видимо даже не вспомнили.
Легкий крейсер «Карлсруэ» относился к так называемому типу "К", первым пробам пера немецких кораблестроителей после проигрыша Германии в первой мировой. В серии их было всего три - «Кёнигсберг», «Карлсруэ», «Кёльн». Проект вышел так себе, причем по мнению самих немцев. Причина появления этих крейсеров связанна с самым первым легким крейсером построенным после первой мировой войны в Германии, тогда именовавшейся Веймарской республикой. Речь о «Эмдене», который еще при закладке в 1921 году, был анахронизмом в виду использования старого проекта. Первым в глаза бросается экзотическое расположение кормовых башен главного калибра, нет в первой мировой такое встречалось на дредноутах и линейных крейсерах, но в центре, а не на корме. Данное расположение германские конструктора обосновывали тем, что крейсер в своей жизни будет часто сбегать после того как подсмотрит нечто интимное у противника, или утопит пару транспортов, а потому две башни главного калибра на корме самое то, чтобы отмахиваться от преследователей. Несимметричное расположение этих башен они объясняли своим желанием обеспечить башням возможность стрельбы в нос, а то одной носовой башне главного калибра как то одиноко. Выбор именно трех орудий в башне диктовался тем, что против четырех башен с двумя орудиями, три башни с тремя орудиями давали на одно орудие больше, а вес был практически равным. Корпус пытались облегчить по максимуму и в сочетании с большим отношением длины к ширине 11:1 были большие опасения насчет продольной прочности, пытаясь повысить ее в расчет брались даже надстройки. Энергетическая установка была комбинированной дизель-паротурбинной, подобное сочетание применялось впервые в мире, к концу века двадцатого данные установки доведут до ума и они дадут боевым кораблям уникальные возможности, но тогда все вышло не совсем так как хотелось. Основной проблемой, ту которую и пришлось решать, был переход с дизелей на турбины, ну и собственно обратно, сделать так, чтобы корабль в этот момент не лишался хода, тогда не получилось. Более того, такая энергетическая установка заняла половину внутренних объемов крейсера. Кстати гибель «Карлсруэ» была вызвана именно попаданием в энергетическую установку, но обо всем по порядку. Легкие крейсера, которые было дозволенно строить немцам имели ограничение по стандартному водоизмещению в 6000 тонн и крейсера типа "К" стали не самым лучшим вариантом использования данного тоннажа.
Как было написано выше «Карлсруэ» был в серии вторым, его заложили 27 июля 1926 года, а на воду спустили 20 августа 1927. В строй «Карлсруэ» ввели 6 ноября 1929, правда строем его оказался учебный отряд, состоя в котором он побывал чуть ли ни по всему миру. Педагогическая карьера «Карлсруэ» закончилась 1 июля 1936 года, пришедшие к власти в 1933 нацисты начали подготовку к войне, во флоте Германии было не особо много боевых кораблей, мобилизовали все что было. К 1936 году «Карлсруэ» и его собратья по проекту были уже, мягко говоря, не совсем современными, а потому «Карлсруэ» отправили на модернизацию, которую начали 20 мая 1938 года. Завершились работы 13 ноября 1939, когда вторая мировая уже началась. Итак, на финал модернизации, которая в основном касалась усиления конструктивной защиты, основные технические характеристики «Карлсруэ» были следующими.
Длина наибольшая 174 метра, ширина наибольшая 16,8 метра. Водоизмещение в стандарте 6730 тонн, полное 8350. Скорость на турбинах 32,5 узла, скорость на экономическом ходу под дизелями 13 узлов, что обеспечивало дальность в 3100 миль. Главный калибр состоял из трех башен, по три орудия в каждой, калибр 150 миллиметров. Артиллерия зенитная состояла из трех установок по два 88 миллиметровых орудия, четырех сдвоенных установок 37 миллиметров и четырех одноствольных калибром 20 миллиметров. На корабле имелось четыре торпедных аппарата по три трубы калибра 533 миллиметра, он мог принять на борт до 120 мин заграждения. Также на борту имелась катапульта и два самолёта разведчика.
Участие «Карлсруэ» во второй мировой началось и закончилось операцией «Везерюбунг». Цель данной операции состояла в захвате Дании и Норвегии, конкретно «Карлсруэ» был назначен захват города Кристиансанду, на южном побережье Норвегии. По утру 9 апреля 1940 года, «Карлсруэ» с десантом на борту и сопровождением из миноносцев, подкрался к городу и угодил под огонь береговых батарей. Где то до полудня шла отчаянная перестрелка в которой ни норвежцы не попадали в немцев, ни немцы не могли достать норвежцев. А с полудня все закрыл туман, под прикрытием которого, «Карлсруэ» и миноносцы сумели высадить десант и города пал. Около семи вечера «Карлсруэ» собрался ближе к дому и пустив впереди себя три эскортных миноносца, на противолодочном зигзаге и скорости в 21 узел пошел в обратный путь. Затаившаяся британская подводная лодка «Труант», едва не позарилась отстреляться по миноносцам, но что то удержало ее командира Хатчинсона, за что он был вознагражден, в вечерних сумерках он разглядел идущий зигзагом германский крейсер типа "К". Подводная лодка типа "Т" "Труант", была свежайшим исчадием британского подводного
кораблестроения, этот монстр был способен дать одномоментный залп сразу десятью торпедами, правда только вперед, кормовых торпедных аппаратов эта лодка не имела. Видимо Хатчинсон решив, что - одной торпедой точно не попасть, но от дести ему не увернуться, дал по «Карлсруэ» полный залп из десяти торпед. Сигнальщики на «Карлсруэ» заметили след четырех торпед в восемь вечера, попытка дать полных ход не помогла, крейсер сотряс взрыв. Впоследствии британцы утверждали, что взрывов было три, немцы настаивали, что взрыв был один, так или
иначе, поврежденными оказались два отсека - четвертый и пятый, из находившихся в них 11 человек погибли сразу от взрывной волны, уцелевшие покинул отсеки, которые быстро заполнялись водой смешанной с нефтью из разбитых донных цистерн. Пораженными оказались отсеки где располагались ходовые дизеля и крейсерские турбины. Затопление первого генераторного отсека и помещения главного рулевого привода, лишили корабль возможности полноценной откачки воды и управляемости. Вскоре вода заполнила отсек основных турбин и первое котельное отделение, «Карлсруэ» окончательно потерял ход. Затопление протекало практически симметрично, крен на правый борт едва достигал 12 градусов и угрозы опрокидывания не было, но бесконтрольное поступление воды и невозможность ее откачки собственными силами, привела к тому, что в 20:45 было принято решение покинуть корабль. Два миноносца эскорта принимают на борт экипаж и уходят в Киль, а третий в 22:50 произвел пуск двух торпед в обреченный крейсер, после их попадания «Карлсруэ» скрылся под водой, почти на ровном киле с дифферентом на нос, затонув в точке с координатами 57 градусов 55 минут северной широты и 8 градусов 14 минут восточной долготы. Там, на глубине в 490 метров, он лежал 80 лет пока его не обнаружили в 2020.
На сонограмме с места гибели отчетливо видны последствия удара корабля носом о грунт, «Карлсруэ» погрузился с большим дифферентом на нос, отчего тот разрушился при ударе. В остальном корабль неплохо сохранился, впрочем имеется загадка, на кормовой башне, расположенной на надстройке, сорвана крыша, но при описании гибели никто не упоминал о взрыве башни.
Гибель «Карлсруэ» послужила поводом для серьезного разбирательства, ситуация была чем то сходна с судьбой российского крейсера "Боярин", времен русско-японской войны, там также обвиняли экипаж, который бросил корабль не исчерпав всех возможностей борьбы за живучесть. В случае с "Карлсруэ" по итогу самым виноватым оказался старший офицер. По мнению комиссии он должен был руководить борьбой за живучесть из центрального поста, а не пытаться пробраться в поврежденные отсеки. Его обвинили в том, что так и не установив степень повреждения корабля и ошибочно оценив потенциал возможностей по борьбе за живучесть, он ввел в заблуждение командира. Тот в свою очередь, основываясь на информации от старшего офицера счел дальнейшую борьбу за живучесть неоправданным риском и приказал покинуть корабль.
В той операции не повезло и головному кораблю серии, "Кёнегсберг" сначала получил от норвежских береговых батарей, а затем британская авиация отправила его на дно. Захват Норвегии весьма дорого обошелся легким силам германского флота.