Найти в Дзене
Метрика финансов

Подходы и методы оценки акций

Оглавление

В основном, частные инвесторы и инвестиционные блогеры для оценки акций, а соответственно и стоимости компании используют популярные методы - мультипликаторы, дивидендная доходность, динамика показателей за прошлые периоды и т.д.

Для получения результатов зачастую используются скриннеры, в которых эти показатели уже рассчитаны другими людьми на основе отчетных данных эмитентов. Сразу скажу, что скриннеры, на мой взгляд - не самый лучший способ, и он может применятся, исключительно для беглого взгляда, но не может служить основанием для принятия инвестиционного решения.

Однако, здесь я хочу проговорить откуда "растут ноги" у этих методов, и как устроена деятельность профессиональных оценщиков бизнеса или отдельных проектов.

Существует три основных подхода к оценке:

  • Доходный
  • Сравнительный
  • Затратный

Доходный подход

При доходном методе, как понятно из названия, анализируется оценка доходов, как фактор, способный увеличить стоимость компании. Такой подход позволяет оценить текущую стоимость прогнозируемых поступлений денежных средств.

Доходный подход подразделяется на два метода: "Капитализация доходов" и "Дисконтирование денежных потоков"

-2

При методе капитализации доходов, стоимость предприятия рассчитывается по формуле: V= D/Rk, где

D - доход бизнеса за год.

Rk - ставка капитализации.

Второй метод, а именно дисконтирование денежных потоков или DCF, основывается на прогнозирование всех денежных потоков и привидению их к текущей стоимости с помощью ставки дисконтирования (т.е. используется принцип доллар сегодня, дороже, чем доллар завтра).

Это один из самых популярных методов на практике, но в то же время, и один из самых сложных, так как главный его смысл заключается в максимально приближенном прогнозе доходов компании.

Использование метода DCF не часто встречается у инвестиционных блогеров, а зачастую, даже если и встречается, то ограничивается прогнозирование будущих потоков простой экстраполяцией среднего темпа роста за прошлые годы в будущее.

На самом деле, для абсолютного большинства компаний такой прием, основанный на прошлых темпах роста использовать нельзя - он встречается в литературе лишь для упрощения понимания самой модели.

Как правило, рациональное прогнозирование денежных потоков, начинается с расчета операционных показателей. После, перемножаем объем товара /услуг на предполагаемые цены реализации, получаем выручку. Далее, просчитываем себестоимость и т.д.

Для примера, чтобы адекватно оценить будущие доходы компании "Полюс" #Plzl вам необходимо взять прогнозные значения производства золота.

Компания уже дала прогноз, что производство в 2021 г. составит около 2,7 млн унций, в 2022 году будет на уровне 2,8 млн унций, в 2023г. - 2,9 млн унций, а в долгосрочном периоде после ввода месторождения "Сухой лог" в 2027 году прибавится еще 2,3 млн унций.

-3

Т.е. производство золота за этот период вырастет практически вдвое. (А значит если мы бы основывались только на используется прошлых значений, то получили бы нерелевантные показатели).

Затем, мы предполагаем цену реализации золота и получаем расчетную выручку.

После этого, переходим к планированию затрат:

-4

Используя данные компании о себестоимости в расчете $/унцию просчитываем показатели затрат и двигаемся дальше.

Сравнительный подход

В сравнительном подходе принято выделять три метода:

  • Метод рынка капиталов
  • Метод сделок
  • Метод отраслевых коэффициентов
-5

Метод рынка капиталов, предполагает использование рыночных мультипликатор компаний - аналогов, для определения стоимости эмитента.

Здесь главной опасностью является то, что непосредственных "компаний - близнецов" найти крайне сложно, поэтому такие оценки следует осуществлять только комплексно.

К примеру, у одной компании P/E = 10х, а у второй P/E = 5х. На первый взгляд, получается, что вторая компания оценена очень дешево. А теперь представим, что рентабельность первой компании 30% и ее прибыль растет на 20% в год, а у второй компании рентабельность только 10% и темп роста прибыли 15%.

В таком случае, все становится не так и очевидно, правда?

Метод сделок, предполагает использоваться данных о конкретно совершенных сделках M&A с компаниями - аналогами.

И, если метод рынка капиталов, используется преимущественно для определения стоимости одной акции (или миноритарного пакета), то метод сделок ориентирован на определение стоимости компании с учетом премии за контроль, которую получают мажоритарные акционеры.

Метод отраслевых коэффициентов - это по своей сути, тоже самое, что и мультипликаторный анализ, только здесь используются специальные отраслевые коэффициенты.

Например, оценка нефтегазовой компании, относительно резервов, телекоммуникационной компаний, в зависимости от прибыли на одного абонента, ритейлеров относительно выручки на метр торговой площадки и т.д.

Затратный подход

В данном подходе можно выделить следующие методы:

  • Метод ликвидационной стоимости
  • Метод чистых активов
-6

Метод ликвидационной стоимости, предполагает оценку эмитента, в расчете суммы активов минус затраты и переоценки, требуемые для его ликвидации. Т.е. сколько будет стоить компания, если продать ее по частям.

Метод чистых активов, отражает стоимость предприятия через призму вычисления оценки капитала, путем расчета разности между активами и обязательствами после проведения необходимых корректировок стоимости отдельных элементов.

Надеюсь было интересно.

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.