Гноябрь и Дубабрь - два месяца по поводу которых мастера ручной работы традиционно шёпотом, с предвкушением говорят "Новогодний чёс". И если волка кормят четыре конечности, то для многих рукодельников именно предновогодние праздники являются главным условием для богатства новогоднего стола.
Многие уже с сентября месяца начинают записываться на декабрьские выставки-продажи во всевозможные торговые центры, моллы, искать места для уличной торговли. Так как хорошее проходное место рядом с эскалатором или входом на каток могло в день принести столько, сколько за всю весну или осень не заработаешь.
То, что в 2020 году будет звездец стало понятно ещё летом. Мастера надеялись на летний сезон продаж с традиционными ярмарками. Но большая часть мероприятий была отменена. Не знаю как в других регионах, но в Челябинской области глава решил не рисковать, и все мероприятия отменил. Ну или почти все.
Осталась надежда на новогодние ярмарки...
Кхм...
Ну вот они начались.
И что?
А ничего!
Продажи у многих наших знакомых упали даже не на 10 или 20 процентов, а в разы. Многие мастера считали, что люди, изголодавшись по общению, постоянного хождения в масках, придут на ярмарки и как всё раскупят. А вот как-то и не раскупили. Люди прижались и деньги тратят с очень большой неохотой.
И, кстати, такая тенденция не только в России. Откровением для меня стало письмо от подписчицы... из Германии. Она швея-профессионал и в этом году для поддержания семейного бюджета решила выйти на ярмарку в Берлине.
Во-первых, её удивила стоимость участия в рождественском базаре. Ценник поднялся почти вполовину.
Во-вторых, ввели просто огромные штрафы, если мастер не выходит торговать - домик должен быть всегда занят. Плохо тебе, или вдруг ласты склеил - будь добр восстань, иначе такой штраф, что внуки будут в ипотеку рассчитываться.
В-третьих, из-за известно чего ввели столько ограничений, что лучше даже не дышать. За любой чих зольдатен шпацирен пуф-пуф, короче готовы расстрелять.
И, главное, немцам запретили употреблять пер орально спиртные напитки на улице. Для немца не выпить в рождество глинтвейна литров так дцать, это как русскому свадебное застолье накрыть томатным соком.
ЭТО НЕ ПРАЗДНИК - ЭТО ЛИЧНОЕ ОСКОРБЛЕНИЕ!!!!
Так что трезвые и совершенно недовольные немцы ходят, смотрят и ничегошеньки не покупают. Если раньше можно было не только отбить стоимость участия в ярмарке и подзаработать 200-300 евро, то в этом году под вопросом окупится участие или нет.
Мастера сидят в шатрах, кучкуются, разговаривают, общаются. Радуются единичным продажам.
И Ольга задала мне вопрос, который я вынес в заголовок статьи:
Скажите, а у вас также плохо, как у нас?
Что ей ответить?
Мы ещё несколько лет назад приняли решение постепенно уходить с ярмарок и выстраивать свои каналы продаж. В первую очередь через интернет и эта ставка оправдалась на 100%. Плюс нова мастерская сама по себе даёт неплохой заработок: мастер-классы, обучение, проведение мероприятий и т.д.
Но, если бы мы вышли на ярмарку, наверное, мой ответ был:
- Да, тоже самое, что и у вас.
Падение предновогодних продаж наблюдается у большинства мастеров, с которыми и общаюсь. И это не может не огорчать. С другой стороны, такие щелчки по носу нужны - они заставляют двигаться вперёд, искать новые способы заработка, менять ассортимент, повышать качество. Ведь даже плохой опыт - это, в первую очередь, опыт.
Что скажете? Как у вас продажами?