Мировая культура оказалась под гнётом чудовищной цензуры.
Сегодня, расовые стереотипы привели к тому, что ведущие театры мира отказываются от балета «Щелкунчик», поэтому, чтобы сохранить рождественскую сказку на подмостках, её переобувают под новую этику. Впервые Дроссельмейера сыграют женщины, из арабского танца уберут гарем, а танцовщицам прикроют пупки.
В тоже время, пока Запад обшивает балет дешёвым сайдингом политкорректности, россияне пытаются добыть билеты на классического «Щелкунчика» при помощи кулаков.
Новая этика
Первыми, балет «Щелкунчик» признали расистским, американские театралы. Это произошло после победоносного шествия активистов Black Lives Matter по США.
Газета The Christian Science Monitor в конце прошлого года сообщила о том, что у афроамериканцев возникли вопросы к аристократическому происхождению главной героини балета Мэри (Кларе) — якобы оно «связано с традицией белого превосходства». Учитывая историю создания «Щелкунчика», претензия довольно странная.
Напомним, балет в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» создал Пётр Чайковский. Премьера состоялась 18 декабря 1892 года в Мариинском театре. В период того времени, о проблемах чернокожих, которые смотрелись бы в рождественской сказке как пятое колесо у брички, никто даже подумать не мог.
Но времена меняются, а вместе с ними меняются и нравы — пришло время исправлять исторические ошибки, уверен программный директор Гарлемской школы искусств (США) Рональд Александр.
По его словам «во втором акте (балета) многие танцы являются пограничными карикатурами, порой откровенно унизительными». В качестве примера он привёл танец арабской танцовщицы, которая, соблазняя танцоров-мужчин обнажённым пупком, меняет их как перчатки. Жителей арабских стран такие женские образы оскорбляют, уверен он. Детям такое показывать нельзя, — приводит его слова Dance Magazine (американское отраслевое издание о танцах, издаваемое Macfadden Communications Group . Впервые он был опубликован в июне 1927 года под названием «Американская танцовщица»)
Расовая истерия вокруг «Щелкунчика» была подхвачена и Европой. А в Берлине неполиткорректный балет Чайковского уже отменили — вместо него покажут «Дон Кихота».
По мнению главы Берлинского балета Кристиана Теобальда, большие нарекания вызывает китайский танец, который показывает стереотипно семенящие шаги. Сегодня это требует объяснения. «Восточный танец с женщинами из гарема и солистом с коричневым макияжем на теле — это тоже нельзя выносить на сцену без объяснения». И поскольку сейчас актуальны дискуссии о том, «какой репертуар ещё можно показывать в постколониальные времена», надо проверить, «не будет ли сложностей с постановками в их первоначальной форме», — считает Кристиан Теобальд.
Балет изменили и в Шотландии, убрав из него «карикатурные элементы». Мастера игрушек Дроссельмейера играют теперь, как мужчины, так и женщины. Премьера толерантного балета состоялась 1 декабря в Эдинбурге, зрители остались довольны, сообщает шотландский источник Mail Online.
Читайте также: Блеск и нищета МХАТ: скандал с Бузовой раскрыл стыдные тайны русского театра
Хуже, чем советская цензура
Такая странная позиция европейских театров удивила российского танцовщика и балетмейстера Николая Цискаридзе. Он надеется, что «эта глупость» минует нашу страну.
Он напомнил, что первыми внесли изменения в балет - россияне. В период Первой мировой войны, героиню стали называть не немецким именем Клара, а русским — Маша. «Если в России это сделали, то почему другие не могут?» — задался вопросом Цискаридзе.
Вместе с тем, известный театральный критик Марина Тимашева придерживается иной точки зрения: классическое произведение менять ни в коем случае нельзя, уверена она.
В беседе с ForPost она сказала, то что сейчас происходит в мировой культуре гораздо хуже, чем при ЦК КПСС, «хлеще, чем советская цензура в самых её идиотических проявлениях». Как можно отрицать то, что в каждом из классических балетов есть характерные танцы? Поскольку это «может быть польский, венгерский, китайский, арабский танец», то любая из стран может предъявить свои претензии. В частности, поляки могут сказать, что они нехорошо представлены в мазурке и т. д. Сейчас ««Щелкунчик» столкнулся с конкретной партийной идеологией, связанной с дикими представлениями о реальности», — сказала Тимашева.
По её мнению, русскому балету досталось только потому, что в декабре «всегда повышенное внимание к этой прекрасной рождественской сказке», в которой участвуют загримированные под другие национальности артисты. В условиях новой этики это делать запрещено, отсюда и разговоры о расовых стереотипах. «Если эта возмутительная пропаганда будет наращивать обороты, то, безусловно, в Европе, в США, в Австралии и в других странах вскоре мы увидим совершенно иной балет», — сказала Тимашева.
С интерпретацией классики «история всегда непростая», считает театральный критик, главного редактора «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская. По её словам, те произведения, которые интересны поколению следующих эпох, поскольку в них есть общее с нынешним временем и временем прошедшим, остаются классическими.
А в самом театре обойтись без интерпретации нельзя. Вместе с тем, погружение в проблематику бывает глубокое, «а бывает глупое, дурное приноровление к нехудожественным потребностям дня». На взгляд театрального критика, всё, что «связано с новой этикой, с расовыми, гендерными и социальными нововведениям, это применительно к искусству страшная дурь и вульгаризация. Пусть Онегин идёт к станку. Это мы уже проходили после революции. Новая этика — новый РАПП. Общемировой. Тем самым мы отрицаем категорию историзма», — сказала она ForPost.
Наша собеседница уверена: плоская актуализация классических произведений художественно никому не интересна. Ситуация ухудшается, когда «в искусство вмешиваются новоявленные, вульгарные категории плоско понятого феминизма и расовых вопросов». И это уже «полный крах мировой культуры, и кромешный ужас очень плохой культурной революции. Это такой хунвейбинизм».
Дмитревская уверена: национализм и правая политическая повестка в театре, кино, литературе сохранится ещё долго. Поэтому ягодки ещё впереди.
Читайте также: Севастопольцев зовут поддержать акцию «Сказка в подарок»
Особый путь или дурь в голове?
А пока на Западе отменяют «Щелкунчик», россияне выстраиваются в длинные очереди за билетами в Большой театр. А их огромное желание соприкоснуться с великим и прекрасным сопровождается драками и руганью.
Ажиотаж возник, поскольку «Щелкунчика» показывают только перед Новым годом и в первые дни января. Дают всего 20-25 выступлений. Балет идёт только на Исторической сцене, пятиярусный зал вмещает 1740 зрителей.
Из-за ковидных ограничений, в этом году зал должен быть заполнен на 70%. Вход только по QR-кодам. И ещё стандартная для Большого практика — два «квитка» в одни руки и строго при предъявлении паспорта.
Цены прежние — 1500–15 000 рублей, а на 31 декабря — 2000–20 000 рублей. Продажи стартовали с 26 ноября, все места раскупили за четыре дня. Причиной ажиотажа стало то, что те платёжеспособные люди, уезжающие в прежние годы на новогодние праздники в Европу, остались дома. Они решили сходить на балет, — объяснила ситуацию театральный критик Марина Тимашева.
Оценивая очереди в Большом театре, некоторые зрители уверены: культурное безумие, охватившее США и Европу, минует Россию, а наша страна «станет островком здравого смысла и базовых культурных ценностей». Люди уверены: мы не свернём со своего особого пути, в конце которого российское общество «ждёт новая эпоха Возрождения».
На что, Марина Дмитревская высказала свою точку зрения: «самое страшное, что может быть, — это утверждение, что у России свой путь». Так, со своими скрепами можно остаться в пещере, традиционной для неандертальца. «Наша страна и так на 70% состоит из уличных туалетов. Если наша национальная идея — туалет во дворе, тогда у нас свой путь». Россия уже давно изжила традиции сострадания, взаимопомощи, и стала агрессивной внутри себя и вовне. Тогда о каких особенностях может идти речь? «Россия теряет в человеческом плане то, чем обладала и чем была интересна для мира. Мы нерадушны, алчны, вороваты. О каком отдельном пути России может идти речь?» — спрашивает она.
Когда-то русский поэт Некрасов написал: «Кто живёт без печали и гнева, тот не любит Отчизны своей». Театральный критик отметила, что «испытывает печаль и гнев» по поводу того, что происходит в России. Радость ей приносит только искусство, которое «пока ассимилировано в мировой процесс».
По мнению Дмитревской, российские деятели искусств часто «дурно копируют западные матрицы», в частности, сериальные. Поэтому зрители смотрят качественные сериалы BBC, а не Первого канала. Было бы не плохо достичь того, «что в лучших моментах достигает европейское искусство».
Также, критик отметила, что в российской массовой культуре недооценено великое советское кино. Театр, вопреки всему, по-прежнему великий, живой, востребованный. Отечественная культура не должна быть оторвана от остального мира. ««Золотой век», «Серебряный век» дали нам и миру такой задел, что дай нам бог ещё этим питаться и питаться», — подытожила Дмитревская.
Читайте также: Пять мест в Севастополе, где надо побывать на Новый год
Поделитесь этой новостью с друзьями, чтобы обсудить тему вместе в комментариях.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.